В 1778 году г. Данилову был дан герб: щит, разрезанный вкось пополам. Одна половина его серебряная, а другая –шахматная. Из шахматной в серебряную выходит медведь с секирой на плече. Такой герб означал, что город принадлежал Ярославскому наместничеству. А вот версия о происхождении и символике герба: во время одной из поездок из Москвы в Вологду и Архангельск Пётр Первый остановился в Даниловской слободе и осмотрел конный завод, поставлявший лошадей для армии. Зашел и в деревянную церковь и вышел разъяренный неубранностью и убогостью, сделал разнос местному духовенству и знати. Боясь царского гнева, духовенство и знать на сборы прихожан заложили новый каменный зимний собор с колокольней. О пуске собора Петру послано письмо и приложен подарок, сделанный даниловскими умельцами - дорожные серебряные шахматы. В память об этом подарке гербу Данилова дали серебряное шахматное поле, а зеленые клетки шахматного поля символизируют отличные луга для пастбищ.

Внимание государя настроило даниловцев больше приложить стараний, чтобы слобода стала более обустроенной, красивой. Их заботы оказались не напрасными. Указом Екатерины Второй от 3 августа 1777 г. Село Даниловское переименовано в город. Был создан Даниловский уезд и определены его границы.

К исследованию периода превращения Даниловского села в город не раз обращался краевед Полуэкт Константинович Шарапов - один из основателей краеведческого музея. Вот что он пишет в своих записках. «Более трети населения Данилова составляли купцы и мещане. Жили здесь и дворяне, духовенство, экономические и дворцовые крестьяне. По занятости городского населения на первое место следует поставить торговлю. Достаточно отметить, что в городе насчитывалось82 обывательские лавки, 5 питейных домов. Даниловские купцы и мещане торговали сукном, шелковыми, бумажными и шерстяными материями, разными винами. Наибольший размах имела торговля холстом, мясом, маслом коровьим, овчинами. Город имел свои небольшие промышленные предприятия: кожевенный завод, изготовляющий прекрасную юфть, два крашенинных завода, красивших домотканое полотно, работали пять салотопенных и свечных заводов. За городом была казенная водяная мельница. Кроме того, были три ветряные мельницы. Необходимые для заводов материалы: кожи, воск, сало, холст покупались на городских и сельских ярмарках. Даниловская юфть и свечи находили хороший сбыт в Петербурге, Москве и в близлежащих городах, крашенина почти вся расходилась в Данилове, а сальные свечи шли в Кострому и Любим. Часть жителей занималась ремеслами: серебряным, кузнечным, шапочным, плотничьим, печным. Больше всего ремесленников было занято выделкой кож разных зверей и шитьем из них мехов. Значительная часть людей занималась огородничеством. Многие мужчины были в отходе. Из ремесленников и купцов формировалась городская торговля и промышленная буржуазия».

Подъём ремесла и местной промышленности позволил приступить в Данилове к строительству первых каменных домов – их к концу 18 века было несколько. Звание города привело, соответственно, к появлению таких общественных домов, как магистрат, уездный суд, городничий.

В 19 веке кормились даниловцы главным образом всевозможными ремеслами – кожевенным, скорняжным, свечным. Наиболее примечательно изготовление медной посуды, в первую очередь самоваров. Другая черта Данилова того времени – товарное огородничество. В 1870-е годы интересы местной торговли потребовали постройки новых, каменных торговых рядов. В 1870 году в Данилов пришла железная дорога, а в 1872 году было открыто движение поездов на участке Ярославль – Вологда. Населения в конце 19 века – 5000 человек. Тяжелый удар по благосостоянию города нанес пожар 1895 года, испепеливший почти всю деревянную застройку.

Достопримечательности

Принятая в 1780 году и дополненная в 1834 году регулярная планировка Данилова проста и рациональна. Ее основа – пересекающиеся под прямым углом улицы, идущие с севера на юг и с запада на восток. Внутри этой структуры выделяются два центра – религиозный (Соборная площадь) и административно-торговый (Торговая площадь).

СОБОРНАЯ ПЛОЩАДЬ. Соборный комплекс некогда состоял из трех зданий – летнего Воскресенского собора (1839 год), зимней церкви Смоленской Богоматери (1713 год) и отдельно стоявшей колокольни. Воскресенский собор изначально походил на ярославские храмы 17 века. Его поднятый на высокий цоколь двусветный четверик был увенчан пятью крупными луковичными главами на высоких барабанах. Своды четверика опирались на четыре мощных пилона. С востока к основному объему примыкала трехапсидная алтарная часть, с запада – низкая галерея-паперть. При перестройке собора под Дом культуры на месте разобранных алтарных апсид был сооружен огромный портик с открытой лестницей, а паперть заменила массивная пристройка у западной стены здания. Внутри собор был разделен на этажи, разгорожен простенками. Не изменились лишь северный и южный фасады. Их оформление решено в духе классицизма. В простенках между окнами и на углах – высокие, от цоколя до фриза, пилястры. Помимо симметрично расположенных оконных проемов плоскость стен оживляют прямоугольные и круглые ниши над окнами. Монументальность и мощь Воскресенского собора оттенялась относительно мелкими формами зимней Смоленской церкви, находившейся в нескольких десятках метров западнее летнего храма. Объемы ее располагались вдоль продольной оси. Четверик венчали пять стройных главок на тонких барабанах. Далеко выдвинутая низкая апсида и длинная приземистая трапезная подчеркивали горизонтальную ориентацию здания. В обработке фасадов доминировали мотивы 17 века – наличники с килевидным завершением, ярус кокошников в верхней части стен. Как и стоявшая рядом высокая шатровая колокольня, Смоленская церковь была разобрана в 1950-е годы. Соборный комплекс, расположенный на вершине холма и хорошо видимый со всех сторон, был организующей доминантой всей городской застройки. Визуально он был связан с другими храмами города и округи, также расположенными на возвышенностях. Помимо Соборного комплекса, в Данилове имелось несколько приходских храмов.

ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ (1806 год). Находилась на перекрестке улиц Преображенской и Романово-Борисоглебской. Она имела обычную для своего времени продольно-осевую композицию объемов. Над четвериком поднимались 5 глав на граненых барабанах. Северный и южный фасады летнего храма были оформлены классическими портиками с треугольными фронтонами. Поставленная на взгорье, Преображенская церковь играла важную роль в организации городской пространственной среды, служила вертикальной доминантой ее северной части. Разобрана в начале 1960-х годов. Считается, что именно здесь находился терем князя Даниила. На этом месте установлен памятный знак – камень из фундамента разрушенной колокольни. В начале 20-го века в центре города, на ул. Ярославской, выстроена НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ. Св. Николай считался покровителем купцов, и церковь в его честь поставлена на оживленном месте – «кресте», близ торговых рядов. Композиция ее необычна. Бесстолпный четверик завершался поставленным на высокий тамбур большим световым барабаном с массивной луковичной главой. Центральная часть северного и южного фасадов четверика отмечена широким выступом-ризалитом. Алтарная апсида и паперть представляют собой прямоугольные в плане объемы, по ширине превышающие собственно храм. Над папертью поднимался кубический ярус звона небольшой колокольни. Фасады декорированы древнерусскими мотивами – поясками «сухариков», «городка», «ширинок». Главные улицы – Ярославская и Воскресенская – вымощены булыжником. Ярославская улица – часть Ярославско-Вологодского тракта, по ней шло все транзитное движение через Данилов. Воскресенская улица соединяла два средоточия жизни – Соборную и Торговую площади.

ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДЬ. Некогда здесь каждую неделю, по вторникам, собирались оживленные базары, на которые свозили свои нехитрые товары крестьяне из окрестных деревень и даниловские мещане. Раз в год, в конце сентября, на площади устраивалась ярмарка. Особенностью ее было то, что на нее приводили для продажи большое количество лошадей. По сторонам Торговой площади были устроены коновязи. Для лошадей строились навесы и загоны. Из товаров, уходивших с ярмарки за пределы уезда, можно отметить домотканые холсты и всевозможную металлическую посуду, изготовленную на «медно-самоварном предприятии» купца Пушкова или его конкурентов, купцов Фомина и Шубина. По плану 1780 года площадь имела прямоугольную форму и была вытянута с запада на восток. До 1870 года торговые ряды на ней были деревянными. В 1873 году было завершено строительство каменного корпуса рядов. Его архитектурное решение вполне традиционно – поставленное на высокий цоколь длинное одноэтажное здание с крытой арочной галереей по всему периметру. Архитектурный образ площади создавали не только торговые ряды. По ее периметру располагались двухэтажные каменные дома купцов и здания присутственных мест. В купеческих домах первый этаж обычно имел широкие арочные окна, за которыми находились магазины и лавки.

УЕЗДНАЯ ЗЕМСКАЯ УПРАВА (ул. Циммервальда, д. 53) была построена в первой половине 19 века и предназначалась для различных уездных «присутствий». Центральная часть главного фасада отмечена ризалитом и акцентирована портиком тосканского ордера на втором этаже. Над окнами – полуциркульные арки. Боковые окна второго этажа увенчаны простыми полочками («образцовые» проекты серии 1809-12 годов). Нижний этаж ризалита рустован, окна украшены замковыми камнями (со стороны ул. Ленина). Боковой фасад дома повторяет решение главного фасада. В интерьере – парадный зал на втором этаже. В его углах, по сторонам двери, - кафельные зеркала голландских печей, одна из которых переделана под камин.

ГОРОДСКАЯ УПРАВА. (ул. Ленина, 16). Построена в первой половине 19 века. Располагалась на углу двух улиц, здание как бы задавало тон их застройке. Обычно угловые здания строились в первую очередь, а их облик соответствовал одному из «образцовых» фасадов, виды которых, собранные в альбомы, имелись в каждой городской управе. Архитектура русских провинциальных городов в первой половине 19 века определялась главным образом четырьмя выпусками «образцовых» фасадов, изданными в 1809 – 1812 годах. Подчиненные единым стилистическим принципам классицизма, эти проекты позволяли создать целостную по облику и масштабам городскую застройку. Широкое распространение «образцовых» проектов объяснялось не только их обязательностью (до 1858 года), но и недостатком квалифицированных архитекторов (особенно в уездных городах), способных разрабатывать собственные проекты. В 1840-е годы появились новые серии проектов, проникнутых духом эклектики. Но в провинции еще долго придерживались старых, привычных типов зданий. Здание городской управы построено на основе проекта № 53 из второго выпуска серии 1809 – 1812 годов. Но «образцовый» проект подвергся значительной переработке – введен дополнительный нижний этаж, оформленный так же, как и верхний. В результате был возведен 2-этажный, в 9 окон-осей дом с мезонином, поднятый на высокий цоколь. Второй, «парадный» этаж, гораздо выше первого. Центральная часть главного фасада выделена ризалитом и четырехколонным тосканским портиком большого ордера с триглифно-метопным фризом и далеко выступающим карнизом. Вероятно, портик прежде завершался треугольным фронтоном. Декор оконных проемов обоих этажей отличается благородной простотой и состоит из одних лишь сандриков в виде полки на консолях. Боковые фасады украшены скромнее. Их центр отмечен плоским ризалитом, декорированным стройными дорическими пилястрами, размещенными между окон второго этажа. Над окнами – лепные консоли с горизонтальной полкой. На втором этаже – анфиладная планировка комнат, ядром которой был парадный зал. Здесь были угловые печи-голландки, облицованные белым кафелем. Они топились из соседней комнаты. Дверцы печей – чугунные, украшенные композициями на темы античной мифологии и растительным орнаментом. Лестницы деревянные с точеными балясинами, двери высокие, филенчатые.

ПОЛИЦЕЙСКАЯ УПРАВА (ул. Ленина, 14). Один из самых простых вариантов «образцовых» фасадов. Двухэтажный, прямоугольный в плане каменный дом имеет по семь окон в каждом этаже на главном фасаде и по пять на боковом. Центральные части фасадов выделены ризалитами. Наружный декор сведен до минимума – окна нижнего этажа оформлены замковым камнем, а верхнего – заключены в профильную рамку. Помещенные между этажами и под окнами второго этажа горизонтальные тяги сообщают всему облику дома уравновешенность и статичность. К боковому фасаду, как и в здании городской управы, примыкает более поздняя пристройка.

ВОСКРЕСЕНСКАЯ УЛИЦА было одной из самых респектабельных в городе. Вдоль нее и поныне стоят 2-этажные каменные дома первой половины 19 века, принадлежавшие даниловским купеческим династиям – Москательниковым (дом 18), Ворохобиным ( дом 19). Дом 20 в начале 20 века занимал частный кинематограф. В глубине этого участка расположено пожарное депо, каменный корпус которого до недавнего времени завершала деревянная каланча с дозорной вышкой – неотъемлемая деталь любого русского города в 19 – нач. 20 века. В угловом доме 24 внизу находился магазин, а на втором этаже – «меблированные комнаты» Ворохобина. На другом углу (напротив) – схожий по облику и назначению дом купца Сургучева, на втором этаже которого находилась чайная-читальня, а на первом – магазин. Небольшой, в 5 окон, дом 21 был выстроен в первой половине 19 века и принадлежал городской пожарной команде.

ЯРОСЛАВСКАЯ УЛИЦА. В центральной ее части купеческие дома стоят «по-городскому», вплотную друг к другу. Их фасады декорированы в духе эклектики второй половины 19 века. Но сами здания могут относиться и к более раннему времени. В доме 15 размещались трактир и «нумера» купца Гудкова. Дом 17 занимал Коммерческий клуб. На другой стороне – 2-этажный (низ каменный, верх деревянный) дом купца Масаинова, украшенный затейливой резьбой наличников и сохранивший красивые железные ворота. Выше по улице находились гостиница купчихи Ягодиной (№ 20), магазин «колониальных товаров» купца Масаинова (№24). Во дворе, за магазином, находился самоварный завод купца Пушкова, продукция которого продавалась здесь же, в лавке, на первом этаже дома (№ 26). Двухэтажный каменный дом № 13 принадлежал купчихе Синицыной. Небольшие окна первого этажа, где помещалась лавка, закрывали ставни, верхний этаж оформлен обильной, но суховатой эклектической декорацией. Миновав площадь, ул. Ярославская меняет свой облик. Здесь преобладают 2-этажные, обшитые тесом деревянные дома. Но и среди них встречаются старые каменные здания, интересные своей архитектурой. Одноэтажный дом (ныне снесен) № 23 воспроизводит один из «образцовых проектов» серии 1809 – 1812 годов. Все пять окон украшены замковым камнем, а центральные и оба крайних увенчаны еще сандриками в виде полки. Под окнами – рельефная тяга, ниже которой помещены фигурные филенки. Простенки между окнами рустованы. Упрощенный антаблемент украшен декоративным пояском из чередующихся «сухариков» и консолей, идущим по всему периметру здания. Обилие горизонтальных членений, использование крупного руста придает дому монументальный вид. На другой стороне улицы привлекает внимание большой 2-этажный дом купца Ушакова (№ 36). В оформлении его фасада использованы поздние «образцовые фасады» серии 1840 – 1841 годов. Внутри – печи-голландки, облицованные белым изразцом, а также деревянные лестницы с точеными балясинами ограждения.

Многие детали оформления дома – лучковые сандрики, поэтажные пилястры, упрощенный антаблемент – повторяются и на главном фасаде здания городской БОЛЬНИЦЫ, находящейся в конце улицы. Оно было выстроено в 1865 году и представляет собой длинный 2-этажный корпус, в центральной части которого – обработанный рустом ризалит. Вход расположен на главной оси здания. Наиболее оригинальная черта оформления фасада – поясок аркатуры, размещенный под рельефной межэтажной тягой.

Параллельно ул. Ярославской, западнее ее, идут еще три улицы, сохранившие примечательные в архитектурном отношении дома, - ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ, ПОШЕХОНСКАЯ и ПЕТРОГРАДСКАЯ (САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ). Здесь наиболее интересны варианты одного из самых распространенных в Данилове «образцовых» фасадов серии 1809 – 1812 годов (часть 2, № 86). Историки архитектуры давно отметили, что в каждом провинциальном городе был свой излюбленный тип купеческого особняка. Для Данилова характерен скромный архитектурный тип. Представление о нем может дать дом № 45 на ул. Пошехонской. Это 2-этажный пятиоконный купеческий особняк. Небольшие окна первого этажа лишены декора; три центральных окна второго этажа вписаны в арки, а над боковыми – прямоугольные нишки. Венчает фасад сильно профилированный карниз, горизонталь которого перекликается с рельефным межэтажным пояском. Отступление от «образцового» проекта – 5 окон вместо семи. Ул. Петроградская, дом 21. По 7 окон в каждом этаже, 3 центральных окна увенчаны полукруглой нишей. Копия – дом 7 на пл. Преображенской. Эти 3 здания построены не позднее второй четверти 19 века. В 1860 году в Данилове 31 каменный жилой дом. Ул. Пошехонская, дом 38. Выстроен в первой половине 19 века. Принадлежал торговавшему в Петербурге купцу Акимову. Этот каменный 2-этажный дом в 7 окон по главному и в 5 окон по боковому фасаду выделяется лепным декором. Вообще лепнина не использовалась в Данилове, возможно, потому, что среди купцов было много старообрядцев, отличавшихся аскетизмом архитектурных вкусов. Расположенный на косогоре, дом Акимова поставлен на высокий цоколь. Вместе с маленькими окнами первого этажа, увенчанными замковым камнем, цоколь придает нижней части здания монументальность, контрастно подчеркивающую оформление высоких окон второго этажа. Они декорированы сандриками в виде полки на фигурных консолях. Между верхней перемычкой окна и сандриком помещены лепные розетки и листья. Особенность наружного убранства особняка – почти полное отсутствие горизонтальных и вертикальных членений – ризалитов, пилястр, поясков. Лишь вверху, под сильно вынесенным карнизом, тонкой тягой намечено поле фриза. Спокойная гладь стены служит хорошим фоном для несложной, но изящной лепной декорации. К дворовому фасаду дома примыкает 2-этажная деревянная пристройка с красивыми «итальянскими» окнами. Особняк Акимова был центром обширной усадьбы. Во дворе, вымощенном булыжником, находилась каменная конюшня, деревянные хозяйственные постройки. За домом располагался сад. В интерьере дома – фрагменты карнизов, декоративные плафоны из папье-маше, резные двери с бронзовыми ручками.

Одно из самых старых зданий Данилова – на ул. ЛЮБИМСКОЙ (ныне Свердлова), двухэтажный дом № 8. Он принадлежал купцу Жукову. Построен в конце 18 века. Главный фасад имеет на первом этаже 6, на втором – 7 высоких окон, обрамленных барочными наличниками с замковым камнем и «ушами». Верхняя перемычка окон слегка выгнута вверх. На углах фасада – лопатки, перехваченные межэтажным пояском. Над окнами второго этажа и под ними – небольшие филенки. На углу ул. Любимской и Пошехонской – 2-этажный каменный дом первой половины 19 века (Свердлова, 25). Его уличные фасады украшены в духе раннего классицизма, с использованием поясков «сухариков» и «городка» под карнизом. Интересен и большой каменный дом купца Коматовского (Петербургская, 16), построенный в конце 18 века, в котором размещалась женская школа. Детали убранства сохранились лишь на боковом фасаде: прямоугольные нишки над и под окнами второго этажа, пилястры на углах и на главной оси, а также на дворовом фасаде: фрагменты рамочных наличников, пояс «городка» под карнизом. Дворовый фасад сохранил также зарешеченное оконце сводчатой кладовки с кулачками от железных ставень. К первой половине 19 века можно отнести и 2-этажный каменный дом в конце ул. Пошехонской, № 65. Детали декора: высокие пилястры от цоколя до карниза в простенках между окнами, прямоугольные нишки над и под окнами второго этажа.

Прогуливаясь по улицам Данилова, Разглядывая уютные фасады старых домов, невольно задаешься вопросом: какими были хозяева этих особняков? Что было главным в той давно минувшей уездной купеческо-мещанской жизни? «В Данилове более заметно расположение к уединению, к жизни домашней, одиночной; по целым дням сидят дома и рано отходят ко сну,» - писал один из местных авторов в 1860 году. Три десятилетия спустя ярославский краевед К. Д. Головщиков свидетельствовал: «Внутренняя жизнь даниловцев значительно тише жизни таких же небольших, как Данилов, приволжских городов. Семейный быт по своей замкнутости постороннему наблюдению не поддается. Умственно-образовательный уровень коренного населения очень низок; здешние старообрядцы, которых обоего пола насчитывается до 200, живут совершенно отдельно от прочих обывателей».

В Данилове сохранилось немало интересных деревянных домов 19 – нач. 20 века. Среди них – выстроенный в середине 19 века особняк дворян Тихменевых (Урицкого, 28). Обшитый тесом дом декорирован в духе ампира. Резные филенчатые пилястры прикрывают торцы бревен. Высокие прямоугольные окна второго этажа обработаны профильной рамкой с замковыми камнями и полуциркульными арками. Небольшие окна первого этажа также были украшены замковым камнем. Дом Тихменевых неоднократно перестраивался. В 1960-е годы в целях сохранности он был поднят на высокий каменный цоколь. К дворовому фасаду примкнула обширная пристройка. Утрачены ворота, находившиеся справа от дома, а также стеклянный «фонарик» на боковом фасаде.

В деревянной застройке Данилова можно найти и другие примеры классицизма. Простейший «образцовый» фасад из серии 1809 – 1812 годов – одноэтажный, в 5 осей, с высоким 3-оконным мезонином – лежит в основе композиции дома № 35 по ул. Кирова. Двухэтажные, обшитые тесом и украшенные элементами классического декора деревянные дома часто возводились на углу кварталов. Таков дом на ул. Володарского, 61. Его типовая декорация – замковые камни, сандрики в виде полок и треугольных фронтончиков – сочетается со стройностью классических пропорций.

С конца 19 века доминирующим элементом наружного убранства деревянных домов становится тончайшая пропильная накладная резьба наличников, торцовых досок и подзоров. На боковых стойках наличников дома № 73 по ул. Свердлова помещены вырезанные из дерева человеческие фигурки; над ними и в навершии наличника – мотив в виде букета в вазе. Ярусы ажурной резной бахромы украшают наличники дома № 17 по ул. Вятской. Сложная композиция переплетающихся растительных мотивов представлена в верхней части наличников дома № 4 по ул. Луговой. Свидетельством того, что искусство пропиловки и поныне не иссякло, служит небольшой одноэтажный дом, покрытый сверху донизу затейливой раскрашенной резьбой, - дом № 1 по Раменскому переезду. Его создал народный мастер Г. А. Язов.

Наиболее оригинальный из памятников советской эпохи – обелиск на могиле борцов за Советскую власть, погибших в 1919 году, расположенный на пл. Соборной. Он создан в 1923 году местным мастером-лепщиком П. И. Марулиным, а в 1972 году поновлен и украшен барельефами.

Самое интересное из культовых зданий Данилова находится на Горушке, у развилки старых дорог в Романово-Борисоглебск и Пошехонье. На холме, среди соснового бора, сохранились постройки Казанского женского монастыря, основанного в 1894 году. Поначалу был построен деревянный оштукатуренный келейный корпус с церковью Казанской Богоматери. В 1900 году началось возведение собора. Это грандиозное здание из красного кирпича было завершено лишь в 1918 году. Оно выполнено в «русском стиле» по проекту петербургского архитектора В. А. Косякова (1868 – 1921 годы), проектировавшего целый ряд храмов в Петербурге, знаменитый Морской собор в Кронштадте. Обветшавший, лишенный глав, собор все еще величествен. Это пятиглавый храм, поставленный на мощный цоколь. В его западной части устроен высокий притвор, на втором этаже которого размещались хоры. Центральная часть северного, южного и западного фасадов выделена плоским выступом, завершенным огромным кокошником. Такой же кокошник венчает и восточный фасад, пластическое решение которого обогащают три полукруглые апсиды и галерея, охватывающая нижнюю часть центральной апсиды. Главный, западный вход расположен по центру фасада и решен в виде открытой площадки, на которую ведет широкая лестница. На площадке перед самым порталом – крыльцо ярославского типа с двускатным островерхим покрытием и белокаменной гирькой на висячих арках. Северный и южный порталы имеют сходное, однако более скромное решение. Стройные крыльца с боковыми лестницами примыкают к невысоким притворам. Внутри собор выглядит столь же величественно. Благодаря использованию огромных железобетонных арок открывается обширное, залитое светом из 16-ти окон в центральном барабане подкупольное пространство. Поднятая на 6 ступеней солея прежде была облицована зеленой кафельной плиткой. Пол выложен метлахской плиткой с цветными вставками в виде креста и трилистника. Стены остались не расписанными. Могучие пилоны, служащие опорами для арок, декорированы парными колоннами и лепными карнизами. Несмотря на щедрые пожертвования даниловских купцов и содействие влиятельных покровителей (Иоанн Кронштадтский), собор строился долго, с перерывами из-за нехватки средств. На его освящение в сентябре 1918 года приезжал патриарх Тихон. Это был один из немногих храмов в России, освященный спустя год после революции. Неподалеку высилась колокольня, возведенная в начале 20 века.

 
 

© Все права на материалы, опубликованные на сайте demetra.yar.ru, принадлежат ГАУК Ярославской области «Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова» и охраняются в соответствии с законодательством РФ.
Использование материалов, опубликованных на сайте demetra.yar.ru допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал demetra.yar.ru, до или после цитируемого блока.