Бондарное ремесло

Развито в селах Вологдино, Стражево.

Для каждой цели свое дерево – под мед липа, под огурцы осина, под капусту ольха. Бревно должно было просохнуть, затем его распиливали на поперечные кряжи высотой с изделие. Кряжи раскалывали на дощечки. Высохшие дощечки тесали топором или строгали скобелями или фуганком и плотили (подгоняли одну к другой). Дощечки назывались сбойниками. Из них складывалась кадка – сбойники собирались в кольца, сверху набивался обруч. Собранная кадка скоблилась изнутри скобелем. Внутри в нижней части делалось на стенках углубление уторником (зауторником, троезубом) для вставки дна (зауторить кадку). Вставляли дно, нагоняли обручи (еловые или железные). Еще раз скоблили, ровняя края. Делали кадки, ушаты, ведра, лохани, шайки, сбойки (сбивать масло), формы под сыр, лари под муку, дупеленки (кадки для муки), квашонки (для выпечки хлеба).

БЕРДЯНОЙ промысел – производство деревянных берд для ткания полотна (1850-е годы).

Производство САПОЖНЫХ КОЛОДОК. Материал – береза.

Глина (изразцы)

Обработкой глины в 1925 году в Даниловском уезде было занято 23, 5% (288 человек) из общего числа гончаров губернии.  История керамики охватывает самые разнообразные изделия – от грубого тяжелого кирпича до легкой фарфоровой чашки.

Достойное место в ней занимает изразец. Подлинного расцвета русское изразцовое искусство достигает со 2-й половины 18 века с появлением цветных эмалей. Кроме плоских изразцов стали делать целые архитектурные детали – части карнизов, колонны. На матовой кирпичной стене в лучах солнца изразцы сверкали, как драгоценные камни. Из нарядных изразцов складывали печи – круглые или 4-угольные в плане. Если рисунок был несложен, он выполнялся от руки без предварительного контура. Краски накладывались легко и свободно, без поправок, так как роспись велась по сырой эмали, и вода, на которой разводились краски, оставляя на поверхности красочный слой, сразу впитывалась в грунт.

К концу 18 века классицизм внес в искусство изразца простоту и строгость рисунка, уравновешенность композиции. Вместо пышной рамки появляется узкая кайма, в центре – античная ваза, урна, букетик цветов, перевязанный лентой, фрукты. Иногда единый рисунок располагался по всей лицевой поверхности печи, и тогда на каждом изразце помещалась лишь часть общей композиции. Цвета в это время преобладали Холодные – в основном синий или голубой на белом фоне. Характерными для этого времени становятся рельефные так называемые «фаянсовые» печи, покрытые ослепительно белой эмалью. Такого типа печи ставились в наиболее богатых особняках и были одним из важнейших элементов убранства интерьера.

В течение 19 века художественное значение русских изразцов постепенно падает. Рисунок упрощается. В росписи используется одна синяя или коричневая, реже зеленая краска, в центре упрощенно, сухо рисуется маленький цветок. Со временем изображение в центре совсем исчезает, и остается одна узкая прямая рамка. Подобные изразцы, дешевые и несложные в исполнении, были распространены повсюду.

Ушли в прошлое изразцовые печи. Но навсегда останется живое и чарующее искусство русского изразца. Создателями изразцов являлись мелкие городские ремесленники, художники-самоучки, иногда работавшие самостоятельно, иногда по найму у того или иного предпринимателя, имевшего небольшое гончарное производство. Изразцы служили предметом не только внутригородской, но и межобластной торговли. Развитие печных изразцов шло двумя путями. От многоцветной росписи середины 18 века к использованию одной синей кобальтовой краски, замена сюжетного изображения растительно-орнаментным, рельеф становится менее глубоким, наряду с рельефом появляется роспись, постепенно совершенно вытесняющая рельеф и покрывающая все поле изразца. Нарушается композиционная связь, и каждый изразец получает отдельную замкнутую композицию рисунка, окруженного рамкой. Орнаментальные изображения вновь заменяются сюжетными, под которыми снова появляются объясняющие (иногда морализующие или шуточные) подписи.

Наибольшего разнообразия и расцвета изразцы этого типа достигают в Екатерининскую эпоху. К этому моменту выкристаллизовывается определенный тип прямоугольного плоского изразца, на белом фоне которого помещен в растительной рамке сюжетный рисунок, выполненный одним или несколькими цветами и имеющий внизу надпись. Обычно на белом фоне изразца применялись четыре керамические краски для росписи – синяя, коричнево-фиолетовая, зеленая и реже – желтая.

В последние годы 18 века появляются круглые изразцовые печи с пьедесталами и карнизами, монументальные камины, украшенные декоративными изразцовыми вазами. В композицию печи включаются изразцовые барельефы и даже отдельные изразцовые скульптурные группы. Сюжеты далеки от реальной жизни, сделаны для забавы и украшения быта и ярко отражали вкус заказчика. Рисунок постепенно исчез, и остался гладкий белый изразец с тонкой синей прямоугольной рамкой по краю, а в начале 19 века исчезла и рамка.

ГЛАЗУРЬ – прозрачное стекловидное покрытие, не заглушающее цвет черепка.

ЦЕНИНА – так назывались в 17 веке керамические изделия, покрытые эмалями.

ЭМАЛЬ – непрозрачное стекловидное покрытие, маскирующее цвет черепка и сглаживающее рельеф поверхности.

Дымовые гончарные трубы (горчанки) составлялись из ряда полых сосудов без дна, надевавшихся один на другой.

Началом призводства изразцов можно считать появление в 15 веке терракотовых плит с рельефным рисунком. Они заменили во внешнем декоре каменную резьбу, трудоемкую в обработке. Орнамент фризов – растительные мотивы, изображение животных. Их использовали и как печные изразцы.

 С 16 века стали применять глазурь, а с 17 века – цветные эмали. Зеленые изразцы – муравленые.

С 18 века изразцы безрельефные, для печей. Цвета – синий, зеленый, коричневый, желтый (многоцветные). Рисунок классический, строгий – античная ваза, букетик. Глину вырубали зимой в виде кирпичей, дома мяли ногами, чтобы не было камней. Для прочности добавляли мелкий песок, иначе посуда «рвалась» (трескалась). Рисунок наносили ножом или новиной (тряпкой). Посуду делали на ручном гончарном круге. Обжиг – в горне на берегу. Горн – полусферическая печка, в которой за один раз можно обжечь до 300 изделий. Обжиг – около трех часов, горшки доводились до розового свечения. Затем горшок «купали» в закваске из льняного семени, чтобы был черного цвета. Иногда поливали суриком или свинцом. Погружали из печи в отвар из ржаной муки и дуранды.

В селе Бабурино делали глиняные свистульки. В Бабурине – крупнейший в 19 веке очаг народного гончарства Ярославщины. О времени возникновения промысла исторических сведений нет. Известно, что местные крепостные вышли на волю от княгини Шаховской, получив нищенские наделы.

В 1870-е годы гончарство становится источником дохода. Развитию гончарного дела благоприятствовали хорошая глина и не слишком удаленные рынки сбыта. В Богородском районе в 1871 году было 4 гончарни, в 1901 году – 47, в 1904 году гончарством занимались 74 двора. Посуду успешно сбывали в крупных торговых селах – Середе, Вятском, Давыдкове, и на «ярманках» в Данилове, Любимее, Тутаеве, Костроме, Ярославле, обслуживая самые широкие слои населения. Изготовляли кухонную посуду (горшки – от маленьких кашников до бельевых корчаг, кринки, опарницы, топники – для масла, плошки, кувшины), техническую керамику (черепицу, печные трубы), лепную керамику (игрушки). Работали с Казанской (22 октября) и до Петрова дня (29 июня). Летом бывали в отхожих промыслах в Петербурге. Сотня крупной посуды стоила 10 рублей, мелкой – 3 рубля. Бабуринские изделия – красные, формы мягкие, скупые украшениями, близки к керамике 10 – 13 веков.

ЛЕНТОЧНАЯ ТЕХНИКА. Вдвоем вытягивали на круге 8-ведерные корчаги, постепенно «привязывая» один глиняный жгут к другому. Для обжига такой корчаги разбирали устье печи. Бабуринские изделия привлекают ладными формами. Узор наносили трепалом. Бабуринский гончарный промысел получил название от центральной деревни этого куста. В него входили селения Бабурино, Неклюдцево, Хмельничново и др. Всего в этих деревнях когда-то насчитывалось до 100 гончаров. Многие из них делали игрушки. Кукольная посуда представляет собой уменьшенную копию настоящих хозяйственных сосудов и обладает всеми домтоинствами своих больших собратьев – горшков, кувшинов, мисок. Птички-свистульки имеют в хвосте двойной свисток. Свист напоминает немного звук судейского спортивного свистка. Бабуринские игрушки красками не расписывались, их, как и горшки, покрывали глазурью без орнамента. Интересен по композиции горшочек-двойняшка. В таких сосудах когда-то носили обед на пожню в поле – в одном горшочке первое блюдо, в другом – второе. Сосуды бабуринских мастеров отличаются большой выразительностью, мастерством исполнения.

В этих краях живет поговорка «Не боги горшки обжигают, а бабуринцы».

Для изготовления литрового сосуда требовалось 600-700 граммов глины. Лощение – уплотнение поверхности глиняных изделий, а также для декорирования. Заглаживали пальцами, тканью, кожей, пучком травы. Чернение.

Кадильница – «кацея».

Щаночки - «двоешки».

Кувшин с расширенным горлом – «горлач» (для масла).

Для теста конусовидный горшок – «растворник».

Для дойки – «дойник».

Для грубых изделий глину раскладывали на земле грядками и оставляли на год и более. Это называлось «летование», от этого глина становилась пластичной.

Гончарный промысел

Производство глиняной посуды, служившей для приготовления и хранения пищи, существует много веков. Первые глиняные изделия грубы и примитивны. Рассматривая посуду из Волосово-Даниловского могильника, можно заметить, что лепили ее вручную из одного комка глины, середина которого выдавливалась из глиняной колбаски, которую укладывали кругами. Это было 4000 лет назад. Гончарное производство находилось в руках женщин – хозяйка делала посуду только для себя. Работа эта было очень медленная.

Позднее стали делать посуду с помощью гончарного круга, она получалась тоньше, легче, симметричнее. За день можно было сделать десятки горшков и пустить их на обмен или продажу. Так появилось гончарное ремесло.

В Даниловском районе было много умельцев-гончаров. Форма и цвет изделий – строгие, разнообразные, изящные. Одни – почти красные, другие – черные. Их обжигали на коптящем пламени. Третьи – желтые или зеленоватые, политые глазурью.

Гончарное предприятие Сурьянинова находилось там, где впоследствии построили железнодорожный клуб им. Ленина. На нем изготовляли изразцы с белой эмалью для облицовки лежанок и печей. Стремление украсить дом вызвало спрос на рельефные изразцы, которые использовались как карнизы. Рисунок – растительный или геометрический. В проектировании рисунка помогал местный скульптор Павел Игнатьевич Марулин. Помимо изразцов, изготовляли гончарную посуду. Сурьянинов имел магазин в торговых рядах. На его предприятии работало 15 человек. Рабочие жили в доме у Сурьянинова на нижнем этаже. Многим мастерам он за свой счет поставил дома. Занимался благотворительной деятельностью – финансировал строительство богадельни для женщин, построил госпиталь для солдат, много средств шло на благоустройство города. Сурьянинов был образованным человеком, имел большую библиотеку, часть книг подарил уездной библиотеке. Сурьянинов был маляром. Женился на крепостной, выкупив ее. Построил дом с мезонином на Преображенской площади, с беседкой, садом, фонтаном. При доме – мастерская, где изготовлялась посуда больших размеров – корчаги и опарницы. С увеличением семьи (8 детей) продал дом врачу Обольянинову. Купил недостроенный дом на углу Петроградской и Воскресенской улиц, достроил его и жил там до самой смерти. В магазине Сурьянинова торговал его сын Михаил. Второй сын – Алексей – был занят на производстве, после революции он работал на кирпичном заводе, одно время возглавлял его. Этот завод в предвоенные годы был преобразован в промкомбинат. Сбывался товар на ярмарках (2 раза в неделю). Съезжались из Любима, Пошехонья, Романово-Борисоглеба. Умер Сурьянинов после революции, похоронен на Даниловском кладбище.

Обработка дерева

До революции в Данилове и его уезде насчитывалось до 40 видов ремесел. На первом месте по числу занятости стояли промыслы, связанные с обработкой дерева.

 Из дерева изготовляли прялки.

В 19 веке возникло производство тарантасов и резных саней, дуг для упряжек.

Делали катки для глажения белья, вальки, трепала, тарелки, чашки, бочонки, ступы с пестами, ручные круподерки, формы под сыр и творог, коромысла, мебель, детские игрушки.

Повсюду в пределах уезда было развито производство сельскохозяйственных орудий, из которых особенно славилась косуля для обработки почвы.

С конца 18 века и до середины 19 века был распространен бердяной промысел, занимались им крестьяне деревень Кондратово, Слегино, Нефедково, Починки, Зуево.

Делали пряничные доски. Плели корзины и другие предметы из корней, прутьев и драни. Из бересты делали туеса, плели лапти, кошели, налопаточники.

 В 1919 году крестьяне деревни Акишево изготовили для Красной Армии 15 тысяч пар лаптей.

Пряники. Пряничные доски

Давным-давно пряники считались принадлежностью царского стола. Адам Олеарий, иностранец, посетивший в 1633 году Русское государство, в своих путевых записках писал – «…позабавившись охотой, угощал нас царь под палаткой пряниками…». Позднее пряниками любили лакомиться все слои населения. Пряник назвали пряником за вкус – острый, пряный. В тесто клали мед, патоку, пряности.

Пряники бывают одномедные, медовые, сусляные, сахарные.

С пряниками было связано много народных обычаев и поверий. Их дарили в знак уважения, любви. Невесте на свадьбе дарили пряник. В конце пиршества гостям давали по кусочку пряника. Получив кусочек, гости знали, что праздник закончен и пора расходиться по домам. Такой пряник назывался «разгонный». На другой день после свадьбы молодожены шли к родителям молодой жены с пряником, а там на него клали подарки и деньги («класть на пряник»).

По народному поверью считалось, что пряники имели целебные свойства. В таких случаях их украшали с особым старанием, а на обратной стороне вырезали буквы имен архангелов.

Печальные трапезы также заканчивались угощением пряниками.

Во время ярмарок и базаров в пряники играли, бросая их. Выигрывал тот, чей пряник летел дальше всех и, падая плашмя, не разбивался. Среди играющих бывали такие ловкие, что за время ярмарки (около недели) выигрывали по 15-20 пудов пряников.

Для детей делали пряники с изображением птиц, рыб, животных, букв. Изображение на тесте отпечатывали с пряничных досок. Поэтому пряники иногда зовут «печатными».

В Даниловском крае жили целые семьи, которые занимались выпечкой пряников. Профессия эта была наследственной, иногда закреплялась за людьми в виде фамилии – Прянишниковы.

Пряничные доски делали резчики по дереву. Доски были для одного, двух, четырех и даже для 120 пряников одновременно.

Тарантасный промысел

Производились тарантасы в Середской, Богородской, Бухаловской, Положиновской, Керковской, Федуринской волостях. Тарантасных мастерских в Даниловском уезде насчитывалось 24.

В Середской волости – 6 мастерских.

В Богородской - 3

В Бухаловской - 5

В Положиновской - 4

В Федуринской - 2

В Керковской - 4

Возникновение тарантасного производства в Даниловском уезде относится к 1-й половине 19 века. По одной из версий, первым тарантасником был крестьянин Иван Дмитриев Кирсанов, по профессии ямщик. Он был человек «дошлый и изделистый, с природной сметкой и оборотистостью. Еще служа в ямщиках, он приглядывался к тарантасам и экипажам, какие приходилось ему видеть на постоялых дворах и почтовых станциях. Он задумал сделать собственный тарантас. Вернувшись в свою деревню в 1852 году, Кирсанов занялся производством тарантасов и городских саней. Сначала работа его не отличалась ни красотою, ни прочностью, но это дело было новое, конкурентов в округе не было, и промысел приносил пользу.

По другой версии, первым тарантасником был крестьянин из деревни Самсоново Иван Кузьмич Кошкин. Промысел развивался год от года, главным образом благодаря хорошему сбыту на базарах, в селах Вятском, Cереде и др. Это объясняется сравнительной зажиточностью крестьян Середской и Вятской волостей. В Середской округе много народу отправлялось в отход, преимущественно в Санкт-Петербург (каменщики, печники, штукатуры). По окончании летнего строительного периода на зиму весь этот рабочий люд возвращался с деньгами в деревню, и многие, особенно молодые хозяева, спешили завести «форсистые» выездные сани.

В 1875-76 годах тарантасный промысел возник в селе Морозове (Положиновская волость) и в других волостях. Работа производилась в особых мастерских, обыкновенно при участии наемных рабочих разных специальностей – подеревщика, маляра, обойщика, колесника, кузнеца. Тарантасники, не имевшие собственных кузниц, сдавали оковку тарантасов (саней) на сторону – в ближайшие кузницы – за сдельную оплату. Подеревщики, работавшие на дому, изготовляли по заказу тарантасника деревянные части. Затраты на тарантас – 48-50 рублей, на сани – 16-18 рублей. Главные рынки сбыта – Данилов, Вятское, Середа, Закобякино. Отправляли изделия также скупщикам в Вологду. Городские сани стоили на рынке 20-30 рудлей, на заказ – 25-40 рублей. Тарантасы на рынке стоили 50-100 рублей, на заказ – 75 рублей.

 
 

© Все права на материалы, опубликованные на сайте demetra.yar.ru, принадлежат ГАУК Ярославской области «Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова» и охраняются в соответствии с законодательством РФ.
Использование материалов, опубликованных на сайте demetra.yar.ru допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал demetra.yar.ru, до или после цитируемого блока.