История села Заячий-Холм небогата масштабными и грандиозными событиями,  достойными быть запечатлёнными в трудах великих историков. Не было здесь и великих людей, чьи деяния могли бы быть увековечены потомками, что и неудивительно, так как простому крестьянину на Руси знаменитым стать было трудно, да и не с руки как-то, всё дела, дела хозяйство., разве обидит кто сильно, и возьмётся крестьянин за кольё да дубьё и пойдёт крушить..., как, например, Стенька Разин или Емелька Пугачёв. Но много ли таких было? Всё больше терпел русский мужик, терпел, трудился, на себя да на Бога надеялся и творил неторопливую русскую историю, историю великой страны, больших городов, сёл, да маленьких деревень, которые и составляли основу и опору в бывшей величайшей державе мира.

Точную дату основания села Заячий-Холм на сегодняшний день установить не  удалось, данные архивов в отношении таких незначительных событий, как известно, чрезвычайно скудны. Но, следуя данным исторических событий, находок на территории села, в частности, нескольких монет, обнаруженных на огородах местных жителей, можно сделать вывод, что в середине XVII в. на месте села уже существовала небольшая деревенька, жители которой занимались, преимущественно, сельским хозяйством. Но деревенька эта, по всей видимости, возникла не на пустом месте, а на месте древнего мерянского поседения, на холме возле песчаного карьера на берегу ручья с интересным названием «Ручёк», где теперь располагается  сельское кладбище. Кстати, о холмах... Их в окрестностях села достаточно много, а само село расположено на склоне одного из них таким образом, что оно как бы прикрыто остальными с севера (Иляково), с запада (Раменье) и с юга (Хохлево). Таким образом, село оказывается вроде бы как и в низине, причем с довольно-таки удобными почвами, покрытыми в свое время отложениями разливавшихся в половодье ручья Ручёк и речки Сковоротка. Не случайно, по-видимому, и второе название местности к северу от села – Междуречье. Места эти издавна привлекали людей, свидетельством тому являются многочисленные памятники истории, сосредоточенные в окрестностях Заячьего-Холма, как то: курганные могильники к востоку от села в лесу возле бывшей деревни Медведково, к югу от села в 5 км курганные могильники XII в. у села Смалёво, к северу  у деревни Заморино. а также неолитическая стоянка на берегу р. Которосль у села Ввсденское. То есть, место здесь довольно-таки обжитое, и хотя названия населённых пунктов типично славянские, следы живших здесь ранее народов встречаются повсюду

Естественным вопросом, исходя из вышесказанного, может стать вопрос,  касающийся названия села. Что же означает это название «Заячий-Холм»? Многие связывают его с императрицей Екатериной II, якобы проезжавшей здесь по торговому тракту и назвавшей стоявшую возле него деревушку Заячьим Холмом за обилие зайцев, увиденных ею в окрестностях тракта. Но данное предположение не может быть верным, так как торговый тракт проходил далеко в стороне от Заячьего-Холма, а императрица, если и знала, или может быть слышала о данной деревеньке, и то, только потому, что земли эти, ранее входившие в состав Ярославского уезда и бывшие государственными, были подарены ею своему фавориту князю Потёмкину и являлись их владением вплоть до первой половины XIX века, о чём есть запись о доходах с земель князей Потемкиных, хранящаяся в Государственном архиве Ярославской области. Скорее всего, толкование названия села можно связать с указанным зайцем (да-да, именно зайцем) места, от которого и началось впоследствии село, на вершине холма, где сейчас расположено кладбище. Дословно, наверное, название села звучит так — «Заяц на холме». Кстати, и в настоящее время можно довольно часто увидеть зайцев в окрестностях холма-кладбища или на самом кладбище. Интересно, на что они указывают сейчас?

Итак, довольно длительное время деревня (пока еще деревня) Заячий-Холм  принадлежала, как уже сказано выше, князьям Потёмкиным. Деревня была небольшой и едва насчитывала 50 душ жителей обоего пола. Занимались они, в основном, сельским хозяйством, но развивались здесь и промыслы, такие как тележный, обработка льна и льняной ткани, мебельный и др. Практиковался также отход. Чаще всего заячье-холмские мужики уходили в Ярославль на Ярославскую Большую мануфактуру, но есть архивные свидетельства того, что в Заячьем-Холму была бригада (артель) отходников-печников, которых знавали и в Иваново-Вознесенске, и в Костроме. Порой члены этой артели не бывали дома по два-три года, выполняя заказы на строительство печей далеко за пределами своей губернии. Кстати, и деньги немалые, по тем временам, получали, потому и прятали, в основном, правда, медные, в кружки и закапывали возле домов на чёрный, наверное, день. Медные деньги в огородах местных жителей в настоящее время не такая уж большая редкость, и находят их довольно много: по нескольку десятков рублей, что позволяет судить о том, что не так уж бедны были жители Заячьего-Холма в прошлом.

Но шло время, все менялось в мире, сменился и хозяин Заячьего-Холма. В первой половине XIX века деревня была подарена действительной статской советнице Марье Мустафиной. В состав подаренных земель вошли также территории деревень Бельменово, Медведково, Слиньково. Заячий-Холм стал резиденцией дворян Мустафиных. Здесь, на берегу ручья «Ручёк», чуть дальше современного детского сада, Мустафины построили небольшой деревянный двухэтажный особнячок, перегородили Ручёк плотиной, образовался маленький живописный прудик. Усадьбу обсадили липами и серебристым тополем, создали парк, остатки которого можно наблюдать и по сию пору. Но по причине своей старости и невозможности вести дела в поместье, Марья Мустафина переехала в свою квартиру в Санкт-Петербурге, а усадьбу оставила во владении своего сына, Платона Мустафина, человека сорока с небольшим лет, приятной внешности, но с лысиной и довольно пухлым животиком. Сам по себе Платон был человеком хозяйственным, как утверждали его дворовые люди, но любил выпить и был неравнодушен к крепостным женского пола. В чем и проявил себя летом 1854 г., а именно: приказал своему крепостному Степану Иванову из деревни Медведково, кстати, довольно преуспевающему гончару, привезти к себе в имение свою пятнадцатилетнюю дочь Марфу якобы для работы по дому. Приказание было выполнено, Марфа доставлена в дом Мустафина. где и была им изнасилована. Дело получило огласку и было передано в судебно-следственные органы губернии. Однако, как нам известно, дворян имел право судить только специальный дворянский суд, за исключением случаев, связанных с преступлениями, направленными против государя и Отечества, поэтому дело было передано на рассмотрение губернского дворянского собрания, на котором Платона Мустафина обвинили в недостойном дворянина поведении и лишили его имения. Таким образом, Заячий-Холм оказался в разряде имений выморочных, т. е. бесхозных, потому что Марья Мустафина к тому времени уже умерла, а других наследников не было.  Имению срочно нужен был управляющий, и им, по решению всё того же губернского дворянского собрания, был назначен Платон Мустафин, с той лишь разницей, что теперь он не был хозяином деревни и вынужден был отдавать основную часть прибыли с имения Ярославскому губернскому дворянскому собранию.

Впрочем, почему деревня? Деревней Заячий-Холм был до 1817 г. А после  стал самым настоящим селом, так как на средства жителей здесь был построен в 1814 г. храм в честь особо почитаемой на Руси иконы Казанской Божьей Матери, а часть земель вокруг храма, общей площадью около 17 десятин, перешла в церковное пользование. Причём, церковная собственность на землю была распределена таким образом, что при этом не были затронуты имущественные интересы ни крестьян Заячьего-Холма, ни его хозяина, а именно: полоса церковной земли протянулась вдоль левого берега ручья Ручёк на восток и на запад, примерно до уровня современной центральной улицы села. Несколько позже, уже к концу XIX века, к западу от храма было построено земское двухклассное училище, где дети Заячьего- Холма и окрестных деревень обучались грамоте.

Здесь, вне всякого сомнения, следует упомянуть тот факт, что подобные учебные заведения, только образованные различными ведомствами, строились на территории Ярославской губернии практически повсеместно, следовательно, население ярославщины было довольно-таки грамотным. Об этом, кстати, есть свидетельства документальные. Почти перед самой крестьянской реформой 1861 г., во время одного из последних рекрутских наборов, в документах, касающихся образованности вновь прибывших солдат было отмечено, что рекруты, набираемые в Ярославской губернии, почти поголовно грамотные; из сотни вновь набранных 80 умели писать и читать, в то время как подобное соотношение в других губерниях было намного меньше.

Строительство училища в селе было весьма кстати, так как численность  населения постоянно росла, и к 1874 г. жителей в Заячьем-Холме стало уже больше ста человек, следовательно, учиться было кому. Кстати, училище существовало здесь довольно долго, вплоть до начала 20-х годов XX века. Затем оно было перестроено (перестраивалось и ремонтировалось неоднократно), и на месте его существовала начальная школа, которая была закрыта в связи с постройкой новой, уже девятилетней, школы в 1989 г. А в бывшей начальной школе было устроено учительское общежитие, которое функционирует и по сей день.

В начале XX в., как известно, в России претворялась в жизнь реформа П.А. Столыпина, связанная с капитализацией российской деревни, разрушением крестьянской общины. Коснулась она и Ярославской губернии. Однако, ярославские крестьяне не стремились ни к обособлению, ни к переселению, и всячески противодействовали продвижению реформы на территории губернии. Особенное их возмущение вызывали переделы земли и выделение отдельных хозяев на хутора и отруба. Поэтому и неудивителен тот факт, что из 811 человек землемеров, назначенных таковыми от правительства в период с 1910 по 1912 гг., в живых не осталось ни одного, все были перебиты ярославскими крестьянами. Причём, заячье-холмские крестьяне принимали в этом довольно деятельное участие, о чём есть свидетельства в документах губернского полицейского управления.

Кроме того, крестьяне Заячьего-Холма принимали участие и в русско- японской войне и в Первой мировой войне, были участниками партизанского движения в 1918 г., когда огромные массы ярославских крестьян скрывались в лесах, уклоняясь от призыва в Красную Армию или попросту дезертировали из неё. Много заячье-холмцев сражалось на полях Великой Отечественной войны и участвовало в реализации различных грандиозных  проектов Советской власти, но это уже тема отдельного исследования. А в целом, можно сказать, что история села Заячий-Холм неотделима от истории всей России, и её следует изучать так же, как и историю сотен тысяч деревень и сёл нашей необъятной Родины.

Источники:

Хлебцов, Е.В. Заячий-Холм. Страницы истории. / Е.В. Хлебцов   // Возвращение к      истокам : Краеведческие чтения. Вып.1. – Гаврилов- Ям, 2002. –С.41

 

 
 

© Все права на материалы, опубликованные на сайте demetra.yar.ru, принадлежат ГАУК Ярославской области «Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова» и охраняются в соответствии с законодательством РФ.
Использование материалов, опубликованных на сайте demetra.yar.ru допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал demetra.yar.ru, до или после цитируемого блока.