Усадьба построена во второй четверти XIX в., принадлежала городскому голове, почетному гражданину Мышкина Тимофею Васильевичу Чистову. В усадебный комплекс, сохранивший все основные жилые и хозяйственные постройки, входит один из лучших на Верхней Волге образцов позднего провинциального классицизма – двухэтажный особняк с мезонином. Мезонин здесь аккуратно убран в пространство под общей крышей, с окнами и выходом на обе стороны – на Успенскую площадь и на Волгу.

Волжский фасад обозначен узким ризалитом, поддерживающим деревянный балкон, со стороны улицы оформлен большим световым люнетом, фронтоном и ступенчатым аттиком. Не случайной символикой выглядит декоративное решение в украшении сандриков окон второго этажа: перевязанные по центру снопы, вероятно, символизировали богатство и достаток в доме, а также указывали на источник преуспевания хозяина – хлебную торговлю.

В 1866 г. в особняке останавливались будущий русский император Александр III с великим князем Владимиром Александровичем.

В 1870-е годы дом за символическую цену был продан городу под больницу. Вероятно, это было совместное решение главного врача губернской земской медицины В. Ф. Линденбаума (1839-1895) и его жены Софьи Яковлевны, урожденной Чистовой. В 1906-1909 и 1914 годах в больнице существовало хорошее хирургическое отделение, в котором практиковал врач Александр Эдуардович Рауэр – в будущем основатель советской пластической хирургии.

Благодаря деятельности заслуженного врача РСФСР доктора Дмитрия Леонидовича Соколова в 1929-1954 годах мышкинская больница по уровню лечения и содержания больных была одним из авторитетных медицинских центров Ярославской области. С 1991 г. в этом здании располагается Опочининская библиотека.

Другие памятники усадьбы – домовая часовня Чистовых, посвященная святым Флору и Лавру, служебные и хозяйственные помещения. В комплекс усадьбы входит расположенный по соседству деревянный особняк. По устным воспоминаниям старожилов, он принадлежал Т. В. Чистову. Его фасад выходит на ул. Никольскую (ул. Пушкина, 20) и представляет типичный для Мышкина пример использования «образцового» проекта в девять окон: три центральных и по три боковых. Окна придают особую нарядность дому, так как обрамлены искусно выполненными наличниками с резьбой в «глухих» арочных завершениях в центральных проемах и сандриках – в боковых. Автор резьбы – мастер, профессиональный резчик по изготовлению убранства церковных иконостасов – Резчиков из мышкинской деревни Старые Крестцы.

Волжский фасад здания лишен подобных украшений, совершенно строг и официален, но игра объемов здесь более разнообразна. Нахождение на краю верхней террасы над Волгой придало дому зрительную приподнятость, в том числе и за счет кирпичного полуподвала, переходящего в полуэтаж пристроенного справа корпуса. Его фронтон уравновешен выходящей на крышу главного здания широкой, в три окна, мансардой.

Источники:

Гречухин, В. А. Городской голова - ... мечтатель! [Текст] / Владимир Гречухин // Углече Поле. - 2012. - N 15. - С. 108-115 : фот. цв.

Карсаков, О. Б. Мышкин - город классической провинции [Текст] / О. Б. Карсаков ; [худож. - М. Е. Бороздинский] ; Мышк. нар. музей. - Изд. 4-е, испр. и доп. - Ярославль : Александр Рутман, 2007. - С. 106-115 : фот. цв.

 
 

© Все права на материалы, опубликованные на сайте demetra.yar.ru, принадлежат ГАУК Ярославской области «Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова» и охраняются в соответствии с законодательством РФ.
Использование материалов, опубликованных на сайте demetra.yar.ru допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал demetra.yar.ru, до или после цитируемого блока.