События 1 октября в истории Ярославской области:

1866 год

Открыто земское народное училище в селе Василеве Угличского уезда

Земское училище с трёхгодичным обучением в с. Василёво Угличского уезда было открыто Угличским уездным училищным советом 19 сентября 1866 г. Располагалось в одноэтажном деревянном доме, специально построенном на средства председателя Угличской уездной управы Николая Николаевича Соковникова. Состояло из одного класса, разделённого на два отделения. Преподавались Закон Божий, чтение, чистописание, арифметика, церковное и хоровое пение. Учащиеся также знакомились «в рассказах» с русской историей и географией, физическими явлениями природы. При училище имелись библиотека (на 1871 г. содержала 701 экземпляр книг, в 1877 г. ― уже 1180) и комплект необходимых учебных пособий. По содержанию программ и уровню преподавания училище было на хорошем счету. Жалованье учителям и учебные пособия оплачивались из земских средств. В 1877/78 году жалованье составило: учителю Григорию Антоновичу Завьялову из духовного звания ― 200 руб. в год, его помощнику Николаю Александровичу Малиновскому ― 100 руб. в год. В это время здесь обучались 48 человек: 44 мальчика и 4 девочки, в 1900 г. ― 84 человека: 61 мальчик и 23 девочки. После Октябрьской революции народное училище было переименовано в Василёвскую трудовую школу. В статистических отчётах за 1920-е гг., найденных местными краеведами, имеются следующие сведения о Василёвской школе: «Школа имеет четырёхгодичный курс обучения. Учителя: Маркова Капитолина Алексеевна ― заведующая, Зайцева Дарья Андреевна, Громцева Надежда Васильевна». В первые годы Советской власти учителя были ещё и активными проводниками линии партии. В отчётах почти нет данных об успеваемости, зато подробно описана общественная работа. «Учителями прочитано 9 докладов, сделано 12 подворных обходов по распространению займа, проведено 3 читки газет, поставлено 6 детских спектаклей. Революционные праздники и детские читки проводились в избе-читальне. В школе имеется самоуправление учащихся: санитарная, хозяйственная, художественная комиссии, комиссия по наблюдению за уголком живой природы. В школе организована работа редколлегии и кружки: переплётный, драматический, рукоделия, хоровой, физкультурный. Имеется пионерский клуб, уголок Ленина, санитарный уголок, уголок живой природы. Выпускается стенгазета “Новая жизнь”», ― говорится в статотчёте за 1928 г. Кроме обучения детей, коллектив школы вёл работу по ликвидации безграмотности среди взрослого населения. Проводилась большая культурно-просветительская работа: в избе-читальне читались лекции и доклады, организовывались спектакли и праздничные вечера не только в Василёве, но и с выездом в другие деревни. Ученики помогали во время выборов в местные Советы: писали плакаты и повестки, выступали с концертами. Из воспоминаний заведующего Василёвской школой в 1932–1936 гг. Михаила Ивановича Волкова, записанных местными краеведами: «Школа была тогда начальной, имела 4 класса, с 1-го по 4-й, обучались в ней около 120 человек. Школа находилась в двухэтажном деревянном здании бывшей чайной напротив магазина. В ней было четыре классные комнаты, комната для ручного труда по дереву и участок для выращивания сельскохозяйственных культур, на котором работали учащиеся. Эти годы были годами создания советской школы, было много трудностей, не было твёрдых программ, не было стабильных учебников, даже иногда было не по карману приобрести керосин для освещения и приходилось проверять тетради и готовиться к урокам при свете маленьких горелок без стекла. Школа была кустовой, опорной, при которой собирались учителя из соседних школ: Горской и Ново-Алексинской. Учащиеся в то время слабо вовлекались в общественную работу, а учителям-комсомольцам приходилось под руководством комсомольской организации проводить агитационную работу в молодых колхозах. Вечерами обучали допризывников, не имеющих начального образования, принимали участие в художественной самодеятельности сельского клуба». В годы Великой Отечественной войны школа продолжала работать, хотя многие ученики были вынуждены прервать свою учёбу и трудиться в колхозе вместо ушедших на фронт отцов. Статус средней общеобразовательной она получила в 1980 г. В настоящее время школа располагается в типовом кирпичном двухэтажном здании и осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ: начиная с дошкольного образования и кончая старшей школой. Приоритетными направлениями её работы стали патриотическое и здоровьесберегающее. В школе имеется три музейных экспозиции: «Уголок боевой славы», «История школы», «Комната народного быта». Принята и реализуется программа «Здоровье», включающая в себя не только различные спортивные соревнования, но и мероприятия по формированию потребности в здоровом образе жизни. Традиционным стало проведение малых Олимпийских игр, идущих в течение всего года и включающих 9 видов соревнований.

Очерк деятельности Угличского земства по народному образованию (1865-1899 гг.) / cост. К. Е. Ливанов. Ярославль, 1901. С. 119-120.

Дата обновления: 05.06.19.

1868 год

Начало строительства Рыбинско-Бологовской железной дороги

Вторая половина XIX в. — строительство железных дорог на европейской части России. Торговля хлебом в Рыбинске и доставка его внутренним и внешним покупателям затруднялась из-за отсутствия надежных путей сообщения.

5 мая 1867 г. купцы Н. М. Журавлев и П. А. Щербаков обратились в Департамент железных дорог МПС с прошением о строительстве железной дороги. Прошение рассмотрено, резолюция — «Изыскание проводить за свой счет».

12 мая 1868 г. император Александр II утвердил положение о строительстве дороги. Первоначально планировалась, что длина дороги будет составлять 278 верст. Предусматривалось строительство вокзала, платформы, домов для служащих, мастерских, конторы, магазина и телеграфа.

Местные жители неоднозначно отнеслись к этому строительству: железная дорога делила город на две части и перекрывала доступ воды из р. Черёмухи. Рыбинская городская дума безвозмездно предоставила строителям часть городской земли и ассигновала 20 тыс. руб. на приобретение под строительство частных и церковных земель.

19 сентября началось строительство железной дороги. Российское правительство предоставило 5 млн руб. на строительство мостов через Волгу и Черёмуху. Рельсы и оборудование для железнодорожных мастерских были изготовлены на заводах Крупа (Германия); вагоны — на Русско-Балтийском заводе (Рига).

29 января 1869 г. основана Рыбинско-Бологовская железная дорога. Биржевой комитет акционерного общества располагался в Рыбинске (Крестовская ул.) и Санкт-Петербурге.

1870 г. — строительство вокзала в Рыбинске. Архитектором первого здания (деревянного) железнодорожного вокзала был К. К. Рахау (1830–1880), академик архитектуры, преподаватель АХ.

Июль 1870 г. — завершение строительства дороги «Рыбинск — Бологое», дальше дорога соединялась с Николаевской железной дорогой. Показатели первого этапа: паровозов — 45, пассажирских вагонов — 100, грузовых вагонов — 700, платформ товарных — 175, пропускная способность — 200 млн пудов в год, 558 вагонов в сутки.

1892 г. — С. Ю. Витте (министр путей сообщений) назвал эту дорогу одной из лучших частных дорог в России.

1895 г. — внесение изменений в устав: переименование «Рыбинская железная дорога».

1897 г. — переименование в «Общество Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги». Рыбинские мастерские стали главными на этой дороге.

1898 г. — открылось движение Ярославль — Рыбинск (промежуточные станции Лом и Чёбаково).

1903 г. — здание вокзала сгорело.

1904‒1905 гг. — строительство нового здания вокзала: архитектор С. И. Минаш (1877–1945, российский гражданский инженер). Само здание было построено в стиле «модерн», со стороны путей — крытый дебаркадер.

Акционерным обществом были построены железнодорожный Виндавский (Рижский) вокзал в Москве, портовые сооружения в Виндаве (Вентспилс, Латвия), железнодорожное училище в Великих Луках, школы, больницы, библиотеки.

1913 г. — протяженность железной дороги — 2 475 (2 640) верст; 860 искусственных сооружений, в том числе 692 моста, 49 станций, 13 разъездов, 8 остановочных пунктов, 50 пунктов водоснабжения, 4 ж/д мастерских. Подвижной состав: 411 паровозов, 572 пассажирских и 11 490 товарных вагонов.

Сентябрь 1918 г. — железная дорога национализирована и передана в ведение Народного комиссариата путей сообщений. В настоящее время (2017 г.) является частью Северной железной дороги.

25 ноября 2014 г. — открыт новый реконструированный вокзал (реставрация шла под руководством архитектора Н. Н. Гончаровой).

Источники

Альбом гражданских сооружений Москово-Виндаво-Рыбинской железной дороги. СПб., 1908.

Литература

Памятные даты Рыбинского муниципального округа на 1998 г. / автор-сост. А. Б. Козлов. Рыбинск, 1998. С. 28.

Дата обновления: 05.06.19.

1876 год

Основано женское училище в Пошехонье, затем - прогимназия, ныне - Пошехонская средняя школа № 1

Женское городское одноклассное училище в г. Пошехонье было открыто 19 сентября 1876 г. Уездное земство на экстренном собрании 28 февраля 1896 г. приняло решение о преобразовании училища в четырехклассную прогимназию и ассигновании 3000 руб. на постройку здания. В 1899 г. женская прогимназия в составе 5 классов была открыта. Начальницей стала Екатерина Степановна Стойкова, работавшая со времени основания училища. После революции здание прогимназии стало главным школьным зданием города. С 1931 г. – школа колхозной молодежи (7 классов), с 1935-го – полная средняя школа. С 1985 г. начальные классы школы переведены на систему 1-4. В 1989 г. введены  классы с углубленным изучением математики, в 1990-м – классы коррекционно-развивающего обучения. В 1991 г. получила статус базовой школы в Пошехонском районе. С 2006 г. в школе введено профильное обучение.

Очерк деятельности Пошехонского земства по народному образованию (1865-1901 гг.) / сост. К. Е. Ливанов и Ф. Г. Ширяев. Ярославль, 1903. 180, III с.

Быстров О. Путешествие в удивительный мир // Северный рабочий. 1966. 30 октября.

Дата обновления: 05.06.19.

1897 год

Открылся Рыбинский авиационный техникум, ныне колледж. Предшественником было коммерческое училище, открытое в 1902 г.

5 сентября 1897 г. ― открытие Рыбинского низшего механико-технического училища и ремесленной школы при нём в здании на ул. Бабарыкинской (ныне ― ул. Плеханова, д. 2), построенном по проекту петербургского архитектора Андрея Николаевича Иоссы (1850−1907) на средства купца и мецената, действительного статского советника Меркурия Елизаровича Комарова (1828−1894). Родившийся в Рыбинском уезде Ярославской губернии крепостным, Меркурий Комаров стал крупным промышленником, возведен в конце жизни в дворянское достоинство. Училище в Рыбинске, на создание которого меценат завещал 320 тыс. руб., душеприказчики назвали его именем. Директором стал инженер-механик Сергей Сергеевич Сергеев.

22 июля 1919 г. ― решение народного Комиссариата РСФСР по просвещению «считать Рыбинское техническое училище и существовавшую при нём ремесленную школу с 13 марта сего года преобразованными ― первое в надступенный техникум по механической специальности, а вторую в профессиональные при нём курсы по слесарно-механическому и столярно-модельному ремеслам и литейному делу». Первым директором техникума стал выпускник технического училища Иван Александрович Расплетин (1886−?).

1 октября 1919 г. начались занятия по специальности «Холодная обработка металлов резанием».

16 мая 1930 г. ― приказом ВСНХ и Главного управления авиационной промышленности № 117 Рыбинский механический техникум передан в ведение авиаобъединения и перепрофилирован в авиационный. Созданы новые специальности («Монтаж и испытание авиационных моторов», «Термическая обработка металлов», «Инструментальное производство», «Литье цветных металлов и сплавов»), ориентированные на авиационные заводы страны, в том числе на Рыбинский моторостроительный завод (ныне ― ОАО «НПО «Сатурн»).

Осенью 1941 г. по распоряжению ГКО техникум эвакуирован в Уфу. В марте 1942 г. вышел приказ вернуться в Рыбинск. Преподаватели и студенты техникума сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Ушел на фронт добровольцем и погиб в боях за Москву преподаватель В. Ф. Щербаков. Стала снайпером студентка первого курса группы М-3 Алия Молдагулова (1925−1944), посмертно ей присвоено звание Героя Советского Союза. Высшей военной награды удостоен и Николай Николаевич Морев (1917−1997), окончивший техникум в 1939 г.

В ноябре 1943 г. Рыбинский авиационный техникум переехал в здание бывшего коммерческого училища на улицу Чкалова (бывшая ул. Мологская), построенное в 1905 г. по проекту петербургского архитектора Альфреда Александровича Парланда (1842−1919). Размещается здесь по настоящее время. В послевоенные годы специалисты с дипломами Рыбинского авиационного техникума были востребованы на предприятиях всей страны.

25 ноября 1991 г. ― техникум преобразован в Рыбинский авиационный колледж и находился в ведении Министерства авиационный промышленности СССР, затем ― Министерства оборонной промышленности РФ. В июле 1997 г. Рыбинский авиационный колледж был передан в ведение Министерства общего и профессионального образования РФ.

31 июля 1998 г. реорганизация колледжа: к нему присоединили Рыбинский вечерний судостроительный техникум.

Постановлением Правительства РФ от 25.09.2007 № 1277-р Рыбинский авиационный колледж реорганизован: присоединен к Государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Рыбинская государственная авиационная технологическая академия имени П. А. Соловьева» в качестве структурного подразделения, реализующего программы среднего профессионального образования. На базе объединенных учебных заведений создан современный учебно-научный центр, ведущий обучение на всех уровнях профессиональной подготовки в соответствии с квалификационными требованиями работодателя.

2011 г. ― Рыбинская государственная авиационная технологическая академия имени П. А. Соловьева переименована в Рыбинский государственный авиационный технический университет имени П. А. Соловьева и авиационный колледж стал соответственно структурным подразделением ФГБОУ ВО «РГАТУ имени П. А. Соловьева».

На очной форме обучается около 600 студентов по семи специальностям, профилирующими являются «Технология машиностроения», «Производство авиационных двигателей», «Компьютерные сети», «Программирование в компьютерных системах»; готовят специалистов по целевым направлениям предприятий ВПК Рыбинска. Многие из выпуск - ников возглавили производства, стали известными учеными. В колледже гордятся своими педагогами. Среди них Михаил Александрович Рапов (1912−1978) ― член Союза писателей СССР, автор произведений «Зори над Русью», «Рыбинск», «Каменные сказы». Помнят здесь и Георгия Владимировича Тилюпо ― кавалера ордена «Знак Почета», заслуженного учителя школы РСФСР, посвятившего учебному заведению 53 года жизни, прошедшего путь от преподавателя до директора. Под его руководством был построен спортклуб «Ракета», студенческое общежитие на ул. Свободы, оборудованы новые кабинеты и лаборатории.

В настоящее время директор авиационного колледжа ― выпускник РГАТУ им. П. А. Соловьева, кандидат технических наук Кирилл Николаевич Попков.

Источники

РыбФ ГАЯО. Ф. Р-152. Рыбинский авиационный колледж Министерства общего и профессионального образования РФ. г. Рыбинск, Ярославская область 1919− .

Тилюпо Г. В. Путь длиною в жизнь : очерки, воспоминания. Рыбинск, 2010. 142 с. [12] л. ил.

Литература

Рыбинский механический техникум и профессиональные курсы // Известия Рыбинского уездного исполнительного комитета Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. 1919. № 199 (6/24 сентября).

Зверев С. В ногу с жизнью // Верхневолжская правда (Рыбинск). 1989. 19 октября

Иллюстрированный Рыбинский календарь на 1902 г. // Старый Рыбинск. История города в описании современников XIX−XX вв. Рыбинск, 1993. С. 247−253.

Чубукова Ю. И. В этом техникуме преподавали даже высшую математику… (Из истории профессионального технического образования в Рыбинске). Рыбинск, 1999. 52 с. (Посвящается 80-летию Рыбинского механического техникума 1919−1930 гг.).

Чубукова Ю. И. Рыбинское механико-техническое училище и ремесленная школа имени действительного статского советника М. Е. Комарова, 1897−1919. Рыбинск, 2007. 253 с.

Рыбин И. В Рыбинске создается научно-образовательный центр // Северный край. 2007. 6 октября.

Белова С. РГАТА имени П. А. Соловьева: успешная личность в основе системы ценностей // Аргументы и факты. 2008. 7−13 мая. С. 14. (АиФ-Ярославль).

Рыбинскому авиационному колледжу ― 90 лет // Рыбинская неделя. 2010. 27 апреля.

Сысоев А. РАКурс успеха // Рыбинские известия. 2014. 8 октября. С. 12.

Дата обновления: 23.06.20.

1921 год

Создан Государственный художественный техникум - предшественник Ярославского художественного училища

7 октября 1919 г. на базе Ярославских городских классов рисования были открыты Ярославские государственные свободные художественные мастерские. Инициаторами их создания и первыми педагогами стали ярославские художники, воспитанники Петра Александровича Романовского, получившие художественное образование в Москве, Сергей Матвеев, Федор Панков, Михаил Владыкин, Михаил Соколов и др. Занятия в мастерских имели учебно-производственный характер, процесс обучения находился в тесной связи с производством. В марте 1920 г. мастерские получили статус высшего учебного художественного заведения и стали называться Ярославские государственные высшие художественно-технические мастерские. Перед ними ставилась задача подготовки художников для различных отраслей промышленности. В сентябре 1921 г. Главпрофобр вынес решение о преобразовании Мастерских в ударный художественно-педагогический техникум "повышенного" типа. Директором техникума стал Сергей Арсеньевич Матвеев. Им были разработаны организационные основы, учебные планы и программы обучения. Занятия начались 1 октября. Техникум готовил художников трех специальностей на отделениях педагогическом, станковой живописи и театрально-декорационном. В 1925 г. состоялся первый выпуск специалистов. В 1936 г. художественно-педагогический техникум повышенного типа преобразован в Ярославское областное художественное училище. С 1945 г. художественное училище размещается в здании бывшего городского училища, построенного в 1903 г. на средства купца 2-й гильдии Николая Михайловича Градусова. Обучение в училище построено на принципах академической школы, на основе лучших достижений русского и зарубежного искусства. В училище всегда были высокоодаренные, талантливые преподаватели, среди выпускников - много известных художников. Выпускники училища составляют основу Ярославского отделения Союза художников России и творческих организаций близлежащих областей.

Ширяев В. К юбилею училища // Северный рабочий. 1981. 8 ноября.

Голенкевич Н. П. Художественное образование в Ярославле // Ярославский календарь на 1996 год. Ярославль, 1996. С. 35-37.

Ярославское художественное училище. Основано в 1896 году : [буклет]. Ярославль, 2001. 1 разв. л.

Дата обновления: 05.06.19.

1936 год

Начала работу Ярославская филармония. Приказ № 1 от 1 октября 1936 г.

Приказ об организации Ярославской областной государственной филармонии за подписью ее первого директора М. Я. Миркина вышел 1 октября 1936 г. Несмотря на то, что c этого момента филармония начала активную концертную работу, решение утвердить ее в системе Управления по делам искусств было принято спустя полгода, 5 апреля 1937 г., на заседании Президиума облисполкома. Эту дату и принято считать официальным днём рождения Ярославской филармонии. В 1930-х гг. формировался творческий коллектив филармонии, основу которого составили самодеятельный оркестр народных инструментов под руководством Евгения Михайловича Стомпелева, созданный в 1921 г., и Волжский ансамбль песни и пляски, набранный из представителей художественной самодеятельности ярославских предприятий. Первые годы работы филармония не имела собственного зала и арендовала сцены театра им. Волкова, клубов "Гигант", ЯПРЗ, комбината "Красный Перекоп" и др. В 1948 г. был открыт концертный зал, что позволило расширить концертную деятельность филармонии. В 1944 г. по инициативе директора Александра Ефимовича Уманского был создан симфонический оркестр. В разные годы главными дирижерами оркестра были А. Е. Уманский, Ю. М. Аранович, П. А. Ядых и др. С 1994 г. Ярославский академический симфонический оркестр возглавляет народный артист России Мурад Атаевич Аннамамедов. В 1964 г. в штате филармонии появился получивший всесоюзную известность вокально-инструментальный ансамбль "Ярославские ребята", в 1968 г. был создан камерный ансамбль "Барокко", исполняющий музыкальные произведения XVIII и XIX вв. В концертном зале филармонии в разные годы выступали композиторы И. О. Дунаевский, Д. Б. Кабалевский, А. И. Хачатурян, Р. М. Глиэр, пианисты С. Т. Рихтер, Г. Г. Нейгауз, скрипачи Л. Б. Коган, М. Л. Ростропович и др.

Клитин С. Волшебная сила искусства : Ярославской областной филармонии 50 лет // Северный рабочий. 1987. 18 декабря.

Никифоров Л. Они начинали в кинотеатре "Аквиль" // Северный край. 1996. 19 сентября.

Никифоров Л. Н. Ярославской филармонии - 70 лет // Ярославский календарь на 2007 год. Ярославль, 2007. С. 47-51.

Дата обновления: 05.06.19.

1940 год

Введена в строй первая очередь завода точных технических камней в Угличе, впоследствии - Угличский часовой завод ОАО "Чайка"

Постановлением Совета народных комиссаров СССР № 25 от 25 декабря 1937 г. было принято решение о строительстве дополнительного предприятия по производству точных технических камней в Угличе. Измерительные приборы, используемые в промышленности, в армии, на флоте и в авиации в те годы, были механическими, и для них необходимы были агатовые и корундовые втулки, подпятники, опорные и накладные камни, агатовые призмы и подушки. Выпуск именно такой продукции и должен был освоить в самые короткие сроки Угличский завод. Строительство началось в 1938 г., для подготовки кадров из местной молодёжи была организована школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). 1 октября 1940 г. вступил в строй "опытный" завод (первая очередь производства). В конце июля 1941 г. предприятие  получило название "Завод № 2 точных технических камней" (ТТК-2). Его директором был назначен Василий Михайлович Левашов, бывший главный инженер Петергофского завода ТТК-1. А руководитель школы ФЗУ Николай Алексеевич Никонов был избран секретарём партбюро. В октябре 1941 г. производство было эвакуировано на Южный Урал, но по пути одна из барж с самым ценным оборудованием затонула (за что В. М. Левашов лишился поста директора). Часть работников и оборудования всё-таки добралась до г. Кусы Челябинской области и стали базой, на которой в 1943 г. был организован Кусинский завод ТТК-3. Остальных в связи с изменением ситуации на фронте было решено вернуть в Углич. С февраля 1942 г. директором восстановленного завода стал Н. А. Никонов, руководивший им до 1961 г. С июля 1949 г. предприятие начало осваивать часовое производство. В качестве базовой модели был использован механизм марки часов "Заря" Пензенского часового завода, в Угличе получивший название "Звезда". Первоначально часы собирали из деталей пензенского завода, затем был налажено изготовление собственных комплектующих. В апреле 1954 г. ТТК-2 был переименован в Угличский часовой завод. В 1956 г. он приступил к выпуску миниатюрных женских часов "Волга". В 1963 г., после полёта в космос первой женщины-космонавта, легендарной ярославны, завод и его продукция получили название "Чайка" (позывные В. В. Терешковой). В 1972 г. предприятию было присвоено имя 50-летия СССР, в октябре 1985 г. на базе часового завода создано Угличское производственное объединение "Чайка", В 1966 г. на Международной ярмарке в Лейпциге, где представляли свою продукцию и знаменитые швейцарские фирмы, миниатюрной модели часов "Чайка" (6х9 мм) была присуждена Большая золотая медаль. К этому времени завод уже имел собственный филиал НИИ часовой промышленности, где велась работа по конструированию уникального оборудования и применению новых материалов. В 1974 г. с конвейера сошла первая партия мужских механических часов с центральной секундной стрелкой, в 1977 г. впервые в СССР "Чайка" выпустила кварцевые часы, разработала механизмы с автоподзаводом и микроэлектронику. Уникальность новых образцов часов проявлялась также и в художественном оформлении. Впервые были применены технологии традиционных народных промыслов (эмаль и филигрань), а также полудрагоценные камни и художественное литье. Визитной карточкой завода стали модели "Финифть" и "Скань". Продукция Угличского завода экспортировалась в 107 стран, и во многих из них открывались мастерские гарантийного ремонта. К 1990 г. производство часов и механизмов достигло 5 млн. штук в год, причём доля экспорта составляла до 60% от общего объёма выпущенной продукции. После распада СССР предприятие переживало сложные времена. С 1997 г. было проведено несколько его реорганизаций, но в 2006 г. массовый выпуск часов в Угличе окончательно остановился. В 2009 г. собственники предприятия, обременённого многомиллионными долгами, выразили готовность продать его за символическую цену "в одну копейку" при условии погашения этих долгов. Но покупателей не нашлось. В результате в 2009 г. году на базе производственных мощностей обанкротившегося завода возникло несколько небольших предприятий, заявивших о себе как о преемниках. Они входят в группу компаний "Чайка" и выпускают часы в ювелирном исполнении. В Угличе и поныне функционирует Музей часов "Чайка", открытый 25 июня 1975 г. (здание центральной проходной промплощадки, Рыбинское шоссе, 20а).

Балгин Г. Угличский часовой завод // Ярославский календарь. 1965. С. 31-33.

Экономическая жизнь СССР : хроника событий и фактов, 1917-1965. М., 1967. Кн. 1. С. 321. [Др. дата: июнь-июль].

Балгин Г. Волжские камнерезы // Северный рабочий. 1990. 31 июля.

Армеев Р. А., Малинин Е. А. Время по Угличу : очерки истории Угличского производственного объединения "Чайка". М., 1990. 200 с.

Часовой завод (1940-1990): страницы истории // Авангард (Углич. р-н). 1990. 29 сентября.

Орлова Е. Русские часы: время "Чайки" // Российская провинция. 1995. № 3. С. 176 : ил.

Шабалина В. В. Из истории Угличского часового завода "Чайка" // Путь в науку. Ярославль, 2001. Вып. 6. С. 124.

Яковлев С. "Чайка" с берегов Волги // Северный край. 2003. 14 октября.

Солдатова Е. Руководитель по призванию [о Н. А. Никонове] // Угличская газета. 2005. 30 июля.

Молоков С. "Чайка" стала драгоценной // Северный край. 2012. 18 февраля : фот., порт.

Музей часов "Чайка" // Углич : [сайт]

Дата обновления: 23.06.20.

 
 

© Все права на материалы, опубликованные на сайте demetra.yar.ru, принадлежат ГАУК Ярославской области «Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова» и охраняются в соответствии с законодательством РФ.
Использование материалов, опубликованных на сайте demetra.yar.ru допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал demetra.yar.ru, до или после цитируемого блока.