События 17 апреля в истории Ярославской области:

1612 год

Посланы из Ярославля грамоты о созыве земского собора, был создан "Совет всея земли" - временное правительство Московского государства

Заметную роль в истории Российского государства сыграл Ярославский край в 1612 г., во время формирования Второго ополчения. Первое ополчение, возникшее в начале 1611 г. в Рязанской земле, не смогло освободить Москву от польской интервенции и распалось из-за внутренних противоречий. Новое ополчение начало формироваться в Нижнем Новгороде по инициативе земского старосты, купца Козьмы Минина; военным руководителем стал князь Дмитрий Михайлович Пожарский. На пути из Нижнего Новгорода в Москву Второе ополчение с конца марта по июль 1612 г. находилось в Ярославле. На четыре месяца Ярославль стал не только центром самого ополчения, но и временной столицей государства. Князь Д. М. Пожарский разослал грамоты по русским городам с предложением прислать в Ярославль "изо всех чинов людей человека по два" для участия в "Совете всея земли". Первая грамота была направлена в Сольвычегодск 7 апреля 1612 г. В "Совет всея земли" вошли митрополит, думные чины, городовые дворяне, посадские люди, стрельцы, пушкари, казаки, казанские князья, военачальники и иноземцы. По существу, в создании этого органа была реализована идея всероссийского Земского собора. Он управлял освобожденными от интервентов территориями и выполнял функции временного правительства. В качестве высшего органа власти в государстве он решал вопросы внутренней и внешней политики, в частности, сбора денежных средств, суда, дипломатических переговоров. Располагался на территории Спасо-Преображенского монастыря. Здесь же чеканилась своя монета – "ярославская копейка": на ней под изображением всадника значились буквы С/ЯР и имя Федора Иоанновича - последнего законного царя перед Смутой.

Ярославский календарь, 1912 г. Ярославль : Изд-во К. Ф. Некрасова, 1912. С. 34.

Летопись Ярославля, 1010-2010 / авт. текста В. М. Марасанова ; науч. ред. Ю. Ю. Иерусалимский. СПб., 2007. С. 120-122, 343.

Русская смута начала XVII века: от противостояния к единению : сб. материалов межрегион. науч. конф. (Ярославль, 26 июня 2007 г.) / под ред. Ю. Ю. Иерусалимского. Изд. 2-е, испр. и доп. Ярославль, 2008. 142 с.

Козляков В. 1612 год в Ярославле // Северный край. 2012. 6 июня.

Дата обновления: 11.03.20.

1867 год

Образован Угличский городской общественный банк

5 апреля 1867 г. в Угличе открыт городской общественный банк. Его директором был избран угличский купец Александр Аристархович Жаренов, товарищами директора (помощниками) ― Иван Николаевич Серебренников и Александр Дмитриевич Бычков, бухгалтером ― П. Венустинский. На время отсутствия директора банка его обязанности должен был выполнять кандидат директора. В 1867 г. эту должность занял угличский купец 2-й гильдии Дмитрий Алексеевич Русинов.

Предыстория открытия данного учреждения началась ещё в 1863 г. На очередном заседании общественного собрания при городской думе 22 декабря 1863 г. было принято решение образовать основной капитал банка в размере не менее 10 000 руб. из находившихся в ведении городской думы сумм: запасного городского капитала; строительного капитала; вспомогательного по билетам Государственного банка; хлебного капитала, принадлежавшего мещанскому обществу. Из годовых прибылей банка одну третью часть планировалось присоединять к его основному капиталу, другую треть использовать на цели благотворительности и воспитания, а последнюю треть направлять в городской доход.

В 1866 г. министр финансов доложил Правительствующему Сенату о разрешении открыть данное учреждение. Банк имел право производить приём вкладов, учёт векселей и выдачу ссуд под залог процентных бумаг, товаров, драгоценных и других неподверженных порче вещей и недвижимых имуществ. Из годовых прибылей банка, после отчисления от 10 до 20% в резервный капитал в 5 тыс. руб., две трети перечислялись в городской доход для удовлетворения необходимых по хозяйству города расходов и на цели призрения и воспитания, а оставшаяся треть присоединялась к основному капиталу банка.

Городской общественный банк располагался в Кремле, в здании, принадлежавшем городскому обществу. Ранее это здание занимал городской магистрат, т. е. дума. Помимо банка, в нём находились городские общественные управления: управа, казначейство, податное присутствие, сберегательная касса.

5 апреля 1892 г. Угличский городской общественный банк отметил свой 25-тилетний юбилей. В связи с этим событием городской думой было принято решение учредить от имени банка в детском сиротском доме Николосухопрудской церкви в Угличе ― новом городском благотворительном учреждении ― две стипендии, с ежегодным отчислением из прибыли банка установленной городской думой платы за пансионерок в сиротском доме в размере 80 руб. в год за каждую.

Угличский городской общественный банк существовал вплоть до 1917 г. Члены городской думы на заседании 14 марта 1917 г. постановили в ознаменование 50-летия существования банка учредить за счёт его прибыли для детей бедных граждан Углича две стипендии в Угличском реальном училище и две стипендии в Угличской женской гимназии, назвав их стипендиями Свободы в честь первых «светлых дней свободной России». Выход в свет брошюры «Краткий обзор к пятидесятилетию Угличского городского банка, 1867–1917 гг.», отпечатанной в Рыбинске в типографии К. А. Никитина, завершил юбилейные мероприятия и подвёл итог одной из форм самоорганизации городского общества в дореволюционной России.

Соловьев Л. Ф. Краткая история города Углича. СПб., 1895. С. 74.

История торговли и промышленности в России / под ред. П. Х. Спасского. СПб., 1911. Т. 1. С. 18-20.

Отчет Угличского городского общественного банка за 1915 г. Рыбинск, 1916. 31 с.

Соловьев Л. Ф. Краткая история города Углича. Изд. 3-е, испр. и доп. М., 2012. С. 94.

Филиал ГАЯО в Угличе. Ф. 1. Оп. 1. Д. 3628. Л. 8-9, 16-17.

Филиал ГАЯО в Угличе. Ф. 2. Оп. 1. Д. 1104. Л. 8; Д. 1009. Л. 6, 11, 12, 33; Д. 1127. Л. 1-24.

Филиал ГАЯО в Угличе. Ф. 23 [Угличский городской общественнный банк, г. Углич Ярославской губернии]. Оп. 1. Д. 1. Л. 1-5; Д. 2. Л. 28–28об., 64-71; Д. 26. Л. 29-29об., 44об.-45.

Дата обновления: 29.01.19.

1970 год

Открыта новая Детская железная дорога в Яковлевском бору

Ярославская детская железная дорога начала строиться в 1945 г. Первая её очередь ― перегон Родина-Волга ― открылась в мае 1946 года. По некоторым данным ― 9 мая, но более достоверна другая дата ― 20 мая. К сентябрю 1946 г. была закончена вторая очередь детской дороги ― перегон Волга-Победа. Она проходила левому берегу Волги и имела 3 станции. Два перегона общей длиной 5,5 км были оборудованы полуавтоматической блокировкой и электрожезловой системой. Подвижной состав состоял из 2 трофейных паровозов HF11001 и Рп-770 и 5 пассажирских вагонов.

В 1958 г. во время заполнения Горьковского водохранилища и подтопления территории дорогу пришлось закрыть (не обеспечивалась безопасность движения поездов).

Новая ЯДЖД открыта 17 апреля 1970 г. в Яковлевском бору. Протяженность дороги составляла 3,2 км. Действовали две станции ― Пионерская и Луговая и платформа Зеленая. По дороге курсировал поезд «Орленок», который состоял из двух тепловозов ТУ3 и пяти пассажирских вагонов.

В 2008 г. проведена модернизация ЯДЖД. Инфраструктура дороги полностью обновилась. Протяженность дороги увеличилась до 5,7 км; поступил новый подвижной состав: два тепловоза ТУ7А и четыре пассажирских вагона Камбарского машиностроительного завода. Проведен капитальный ремонт железнодорожного полотна с заменой деревянных шпал на железобетонные, рельсов ― Р43 на Р50. Система управления движением поездов организована в режиме автоблокировки с контролем рельсовых цепей. Установлены современные средства связи между станциями и подвижным составом, что сделало перевозочный процесс более эффективным и безопасным.

Заново благоустроена территория дороги, реконструированы здания станций, к которым пристроены полусферы из современных материалов. Кроме того, появились две станции ― Пионерская, Яковлевская и три пассажирские платформы ― Зеленая, Луговая и Юбилейная.

На дополнительных площадях разместились учебные кабинеты, среди которых и кабинет железнодорожного моделирования. Ярославская детская железная дорога оснащена современными наглядными тренажерами и макетами. В распоряжении юных железнодорожников есть универсальный тренажер «Пенза-107». По тренажеру-макету железной дороги курсируют 5 мини-поездов, проезжая станции, мосты, тоннели, переезды. Управляют этим перевозочным процессом юные железнодорожники с помощью компьютеров.

Главные задачи Ярославской детской железной дороги заключатся в следующем: ориентировать детей на учебу и работу в образовательных учреждениях и на предприятиях железнодорожного транспорта; оказывать помощь общеобразовательным школам в решении задач по воспитанию подрастающего поколения; прививать юным железнодорожникам любовь и интерес к технике, профессиям железнодорожников, к общественно-полезному и производительному труду. Куратором является Ярославское отделение Северной железной дороги.

С октября по апрель ребята изучают теорию. Их знакомят с историей развития железнодорожного транспорта, с хозяйством детской железной дороги, с будущими профессиями, железнодорожной техникой. С мая по сентябрь ― практика. Детская дорога ― это маленькая копия настоящей железной дороги, но ответственность работающих на ней юных железнодорожников от этого не уменьшается. Школьники выполняют обязанности стрелочника, дежурного по станции, диктора, оператора, диспетчера, осмотрщика вагонов, начальника смены, проводника, машиниста.

Летом 2011 г. на ЯДЖД открылся «Музей необыкновенных путешествий из века XIX в век XXI». Он состоит из трех залов, каждый из которых рассказывает об истории железнодорожного транспорта в северном регионе. Музей оснащен импровизированной кабиной машиниста, где можно посмотреть фильм о Северной железной дороге в формате 5D со всеми сопутствующими спецэффектами. Этот аттракцион позволяет совершить виртуальное путешествие от Ярославля-Главного до самой крайней станции Северной железной дороги ― станции Лабытнанги.

Литература

Ваняшова А. Дорога через бор // Правда. 1970. 18 апреля.

Кутузов В. Ярославская детская железная дорога открыта // Северный рабочий. 1970. 18 апреля.

Летопись Северной магистрали : из века XIX в век XXI : к 140-летию Северной железной дороги: книга-альбом. Ярославль, 2008. С. 430–435.

Порецкий Н. Все по-взрослому: детская железная дорога готовится к открытию после реконструкции // Гудок. 2008. 28 июля.

Тихонова Л. Магистраль стальная, характер железный // Юность. 2009. 3 июня. С. 13.

Порецкий Н. Наглядное обучение // Гудок. 2009. 25 мая.

Шанина О. Немалый путь для «Малой Северной» : Детской железной дороге в Ярославле сегодня исполняется 65 лет // Северный край. 2011. 7 июля.

Богатикова Т. Вдруг поезд загудит // Золотое кольцо. 2012. 22 марта. С. 5.

Ярославская детская железная дорога Северной железной дороги ― филиал ОАО «РЖД».

Дата обновления: 11.03.20.

 
 

© Все права на материалы, опубликованные на сайте demetra.yar.ru, принадлежат ГАУК Ярославской области «Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова» и охраняются в соответствии с законодательством РФ.
Использование материалов, опубликованных на сайте demetra.yar.ru допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал demetra.yar.ru, до или после цитируемого блока.