События 19 сентября в истории Ярославской области:

1843 год

Утверждения устава пароходного общества "По Волге", впервые открывшего движение пароходов от Рыбинска в 1846 г.

1842 г. — принято решение о создании промышленного общества для эксплуатации пароходов по Волге (полное название — «Общество пароходства по Волге»; краткое — «По Волге» 1843 год). 30 сентября 1842 г. — избраны 3 уполномоченных директора для выполнения предварительной работы: Д. И. Кейли («санкт-петербургский иностранный гость»), М. П. Кириллов (петербургский купец 1-й гильдии), Д. М. Полежаев (калязинский купец 1-й гильдии). Правление общества располагалось в Санкт-Петербурге, в волжских городах — конторы с агентами, которые решали вопросы на местах. Директорат разработал устав общества и представил его на рассмотрение МВД.

26 мая 1843 г. устав рассмотрен и одобрен департаментом экономии Министерства внутренних дел, 7 июля — одобрен общим собранием Государственного совета, 7 сентября — высочайше утвержден. Последнюю дату считают днем основания общества.

Директорат считал, что следует в первую очередь освоить Волгу от Рыбинска до Самары, предварительно обследовав и описав фарватер реки. Летом 1843 г. для этой цели приглашен голландский инженер К. Рентген (в это время находился в Санкт-Петербурге). Его исследование дало положительные результаты.

15 мая 1846 г. — на линию «Самара — Рыбинск» вышел первый буксирный пароход, который был доставлен из Голландии в разобранном виде, собран под руководством мастера Варда (мощность — 250 л. с., скорость порожняком — до 20 верст, с грузом — от 4–5 верст). Назвали его «Волга». Пароход забуксировал два подчалка (грузовое прицепное судно) с грузом пшеницы в 150 пудов. Караван двинулся в Рыбинск, пройдя расстояние в 1 400 верст (13 дней чистого хода, 21 день — с остановками). Современники отмечают, что в тот год разлив Волги был особенно силен, пароходу пришлось идти против быстрого течения. Во время рейса случилась буря, разрушившая и потопившая много судов. Караван общества «По Волге» не пострадал, так как «Волга»» отвела свои баржи к подветренному берегу в безопасное место. В эту навигацию пароход «Волга» сделал еще два рейса, перевезя 246 пудов и заработав 40 тыс. рублей (расходы на эксплуатацию составили до 27 тыс. рублей). Пароход «Волга» был удостоен за свою работу похвального отзыва от главнокомандующего путями сообщения гр. П. А. Клейнмихеля, что явилось необычайным событием для того времени.

1859 г. — началось пассажирское движение по Волге. 1904 г. — движение пассажирских пароходов между Рыбинском и Астраханью. Пароходы освещались электричеством и имели каюты 1, 2, 3 классов.

В «Путеводителе по Волге», изданном Обществом в 1909 г. сказано: «...Наше Общество … имеет честь быть первым пионером в деле установления парового движения по Волге, которое изменило условия хлебной отпускной торговли и движения грузов по главному водному пути. И вместе с тем, как первому же пионеру, ему досталось на долю продолжить путь пароходному делу, устранив все встречающиеся препятствия, выработав неизвестные ранее приемы и организацию дела и на своих плечах вынести неизбежные ошибки и неудачи. Его позднейшим товарищам, явившимся на свет уже тогда, когда возможность пароходного дела на Волге была вполне доказана, можно было идти по проторенной дороге и широко пользоваться опытом нашего Общества. Честь же первого почина по праву принадлежит пароходному О-ву по Волге, учр. в 1843 г.»

Литература

Пароходное общество «По Волге» 1843 г. // Путеводитель по Волге. СПб., 1909. С. 33‒50.

Цыбин В. «По Волге» // Волга. 1990. № 4. С. 186‒188.

Цыбин В. М. Пароход на Волге. Саратов, 1996. С. 31‒43.

Дата обновления: 04.06.19.

1961 год

Вступил в строй Ярославский домостроительный комбинат

Ярославский домостроительный комбинат № 1 был сдан в эксплуатацию 19 сентября 1961 г. Основным направлением деятельности комбината стало строительство крупнопанельных жилых домов с изготовлением комплектов железобетонных изделий. В 1961-1962 гг. комбинат занимался изготовлением железобетонных изделий и их монтажом, включай цокольную часть дома. Работы осуществлялись двумя циклами. Начиная с 1963 г. на комбинате был организован третий цикл - отделочные работы, была внедрена новая технология изготовления наружных стен. Ярославский ДСК-1 одним из первых в стране внедрил в 1963 г. монолитный стык. Крупнопанельное строительство жилых домов осуществлялось в 1961-1963 гг. по генеральным планам застройки с помощью поточного метода. В 1964 г. комбинат осуществил застройку двух микрорайонов в Северном жилом районе Ярославля. В 1970-х гг. занимался возведением домов в Ростове, Тутаеве, Переславле, Гаврилов-Яме и т. д. С 1980 г. - в составе производственного строительно-монтажного объединения "Гражданстрой". С 1984 г. был преобразован в трест крупнопанельного домостроения. Предположительно современным преемником организации является МУП "ДСК" (Ярославль).

Кравченко А. Ярославский домостроительный // Северный рабочий. 1961. 21 сентября.

Ларьков И., Фрайштут М. Ярославский домостроительный комбинат // Ярославский календарь [на 1966 г.]. Ярославль, 1966. С. 19-20.

Беляков Ю. П. Почетная профессия - домостроитель. Ярославль, 1986. 31 с.

Дата обновления: 04.06.19.

 
 

© Все права на материалы, опубликованные на сайте demetra.yar.ru, принадлежат ГАУК Ярославской области «Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова» и охраняются в соответствии с законодательством РФ.
Использование материалов, опубликованных на сайте demetra.yar.ru допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал demetra.yar.ru, до или после цитируемого блока.