События 5 июня в истории Ярославской области:

1164 год

Обретены мощи святителя Леонтия, епископа Ростовского, погибшего за православную веру в 1073 г. В этот день празднуется также Собор Ростово-Ярославских святых

Ростовский епископ Леонтий являлся одним из самых известных и почитаемых святых Древней Руси. Источники предлагают две взаимоисключающие версии его жизнеописания. Одна из них представлена в житии святого (создано в 60–80-х гг. XII в.). Согласно ей, Леонтий родился и принял постриг в Константинополе. Став ростовским епископом, сумел обратить язычников в христианскую веру, проповедуя среди детей и молодёжи. Известные 12 редакций "Жития Леонтия Ростовского" по-разному освещают кончину епископа. По одним версиям жития, он был всё же убит язычниками, по другим – мирно почил в Ростове. Вторая версия жизненного пути св. Леонтия изложена в послании Владимирского и Суздальского епископа Симона к киево-печерскому иноку Поликарпу (в составе Киево-Печерского патерика). В нём Леонтий предстает не выходцем из Константинополя, а бывшим киевским монахом, пострижеником Киево-Печерского монастыря, проходившим послушание под духовным руководством преподобных Антония и Феодосия, основателей русского монашества. Вероятно, не позже 1051 г. получил назначение на Ростовскую кафедру. Согласно посланию, он был не третьим, а первым епископом Ростова (первопрестольником), не искоренителем "неверия" и крестителем язычников, а мучеником, погибшим от их рук. Различны и сведения о времени смерти святителя (называются 1070, 1073 и 1077 годы). По мнению Г. В. Семенченко, проверить достоверность обеих версий, созданных через много лет после смерти Леонтия, и реконструировать конкретные обстоятельства жизни епископа невозможно. Житийная версия являлась официальной, она представлена на всех ныне известных житийных иконах. В рукописном сборнике «житий и поучений XV и XVI вв.», принадлежавшем епископу угличскому Амфилохию, сохранилось "Поучение и наказание епископа ростовскаго Леонтия к попам о всем, како подобает дети своя духовныя учити и опитемья им давати по заповедем и по правилам святых отец". Это поучение не имеет сходства с другими, носящими такие же названия. В нём говорится о важности священства, о покаянии, епитимии, крещении, воскресении мёртвых и единобожии. Мощи "апостола земли ростовской" обретены 23 мая 1164 г. (по другим данным это произошло в 1161 или 1162 гг.) После того, как сгорел деревянный ростовский Успенский собор (1160), князь Андрей Боголюбский повелел построить каменную соборную церковь на месте сгоревшего храма. Во время землеройных работ был найден гроб, покрытый двумя досками, в котором оказались останки епископа Леонтия. Автор жития описал это событие следующим образом: «И отверзоша гроб, и видеша лице его, яко светсветящься, и ризы его, яко вчера облечены. О великое чюдо, братие. Толикым летом минувьшем, не изменися святое тело его, но и ризы его не истлеша, паче и гроб, в нем же бе тело его». О случившемся сообщили князю Андрею Боголюбскому, который вскоре прислал в Ростов каменный гроб для мощей Леонтия. и Первоначально мощи открыто покоились в золотой раке в Успенском соборе в Ростова. После разграбления храма поляками в 1609 г. они были положены под спудом в том же храме. Празднование памяти св. Леонтия 23 мая было установлено Иоанном, ростовским епископом в 1190–1214 гг. В этот же день празднуется Собор Ростово-Ярославских святых.

Толстой М. В. Жизнеописания угодников Божиих, живших в пределах нынешней Ярославской епархии. Ярославль, 1887. С. 1-4.

Заозерский И. Святой Леонтий, епископ Ростовский. Ярославль, 1889. 46 полос. [25] с.

Житие св. Леонтия, епископа Ростовского / с предисл. … А. А. Титова. М., 1893. IV, 35 с.

Энциклопедический словарь / издатели: Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. СПб., 1896. Т. 17 А (34). С. 560.

Филипповский Г. Ю. Житие Леонтия Ростовского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1987. Вып. 1 : (XI ― первая половина XIV в.). C. 159–161.

Семенченко Г. В. Древнейшие редакции жития Леонтия Ростовского // Труды отдела древнерусской литературы / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом). Л., 1989. Т. 42. С. 241–254.

Ленхофф Г. Канонизация и княжеская власть в Северо-Восточной Руси: культ Леонтия Ростовского // Ярославская старина. 1996. Вып. 3. С. 13–22.

Жития русских святых. Тутаев, 2000. Т. 1 : март-август. С. 528-531.

Мельник А. Г. Становление культа св. Леонтия Ростовского в домонгольскую эпоху // Сообщения Ростовского музея. Ростов, 2003. Вып. 13 : Россия и проблемы европейской истории: средневековье, новое и новейшее время. С. 143-152. 

Мельник А. Г. Святой Леонтий Ростовский: равноапостольный или мученик? // Сообщения Ростовского музея. Ростов, 2003. Вып. 14. С. 86-90. ; 

Мельник А. Г. О почитании святителя Леонтия Ростовского в XVI веке // Учемский сборник. Мышкин, 2005. Вып. 5 : Материалы научной конференции (Мышкин, 17-19 июня 2004 г.). С. 10-20.

Дата обновления: 24.04.19.

1790 год

Сформирован Фанагорийский гренадерский полк, квартировавший в Ярославле

Полк был сформирован 25 мая 1790 г. великим русским полководцем генералиссимусом Александром Васильевичем Суворовым по приказу князя Григория Александровича Потемкина из гренадерских рот. Гренадер - от французского слова, первоначально обозначавшего солдата, вооружённого гранатами, впоследствии - солдата из отборной части войск (как правило, физически сильного, рослого). 11-й гренадерский полк унаследовал часть состава, название и традиции прежнего Фанагорийского полка, названного так по местности на Таманском полуострове, где одерживал победы над турками. Фанагорийцы увенчали себя славой в боях Русско-турецкой войны 1806-1812 гг., Отечественной войны 1812 г. и Заграничных походов Русской армии, Польской кампании 1831 г., Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Фанагорийский полк квартировал в Ярославле с 1892 по 1910 гг. В это время его официальное название: "Фанагорийский гренадерский Генералиссимуса князя Суворова Италийского, графа Рымникского, ныне Его Императорского Высочества великого князя Дмитрия Павловича полк". В полку свято чтили память великого полководца, гордились "суворовскими" реликвиями. В Ярославле они хранились на галерее Николо-Мокринской церкви. Среди них подлинные документы полка с подписями Суворова, в том числе - Грамота на Измаильский крест; перстень с портретом полководца, усыпанный бриллиантами; портрет Суворова, писанный в Италии в 1799 г. и подаренный "полку, любимому отцом" в 1839 году "Суворочкой", дочерью генералиссимуса (в замужестве графиня Наталья Александровна Зубова). Наиболее полно была представлена коллекция Суворовских медалей и крестов, а также полковых медалей, знаков и жетонов. Боевой путь полка отражён наградными высочайшими грамотами, серебряными трубами, русским и трофейным оружием, а также большим количеством знамён, среди которых два Измаильских знамени Екатерины II, четыре Георгиевских знамени Александра I, семь знамен Николая I (4 из них Георгиевские), Георгиевское знамя Александра II "За разбитие и пленение Турецкой армии под Плевною" в 1877 г. В витрине под стеклом лежал военный мундир, который многие из ярославцев (что отражено в мемуарах) считали мундиром А. В. Суворова. Это неверно, мундир принадлежал императору Николаю Павловичу. Во время манёвров под Красным Селом в 1845 г. император Николай I подъехал к полку и сказал: "Я желал бы быть шефом Фанагорийского Суворовского полка, но у вас уже есть Шеф - бессмертный Суворов; итак, мне остаётся только просить у вас, суворовцы, позволения надеть ваш мундир и начать собою ваш полковой список". Этот мундир впоследствии был передан в полковой музей, Настоящий музей полка был создан позже, уже в Москве, в здании офицерского собрания. Инициатором была полковая историческая комиссия; один из её членов - капитан Д. Д. Горностаев - служил ещё в Ярославле. Характерна для России версия о причинах передислокации полка из Ярославля, ходившая среди современников. Как-то Николай II в беседе с командующим Московским военным округом спросил, где размещается прославленный Фанагорийский полк. Командующий, думая польстить царю (шефом полка был великий князь), ответил: "Конечно, в Москве", хотя тот в продолжение почти 20 лет стоял в Ярославле, - вот и пришлось срочно переводить фанагорийцев в первопрестольную. Кратко о церкви Николы Мокрого в Ярославле. Ансамбль холодной и тёплой церквей построен на средства купцов гостиной сотни Лузиных в период 1665-1686 гг. Главный храм освящён 14 июня 1672 г. митрополитом Ионой Сысоевичем. В 1673 г. расписан мастерами из Ярославля и Костромы во главе со знаменитым иконописцем Гурием Никитиным. Храм принадлежал военному ведомству с 1841 г. Неподалеку были специально построены казармы, где размещались нижние чины сменявших друг друга полков. Казармы стали называться по названию церкви Никольскими.

Памятная книжка Ярославской губернии на 1898 год. Ярославль, 1898. С. 26-27 (отд. V).

Афанасьев А. Полковые музеи русской армии - хранители воинской славы Отечества // Отечественные записки. 2003. № 1. С. 326-334.

За окнами дома Иванова. Страницы ярославской истории. Ярославль, 2008. С. 161–165.

Дата обновления: 23.03.20.

1812 год

Принято решения о строительстве в Угличе здания Городских присутственных мест (Городской думы)

У южной границы Угличского кремля, при выходе на Никольский мост, стоит здание Городских присутственных мест, известное также как здание бывшей Городской думы (дом градоначальника) Построено в 1813-1815 гг. на основе одного из "образцовых" (типовых) проектов (автор - петербургский архитектор Луиджи Руска). Это памятник классической архитектуры. Двухэтажный дом с мезонином, с двумя равнозначными - северным и южным - фасадами, центральные ризалиты которых выделены шестиколонными портиками. Колонны трехчетвертные, сужающиеся кверху. Особенностью дома является обработка всех стен снизу доверху горизонтальным рустом. В нём помещались Городская дума, Городовой магистрат (позднее Городская управа), Цеховая управа, суд, банк, архивы, уездное и приходское училища, зал для общественных собраний и др. В этом здании 12 декабря 1917 г. была провозглашена Советская власть в Угличе. В настоящее время – в ведении Угличского государственного музея; здесь располагаются администрация и научные сотрудники музея, библиотека, электронный банк данных на экспонаты, выставочные залы. В главном, выходящем на Успенскую площадь "Красном" зале на втором этаже устроена музыкальная гостиная.

Углич : памятники архитектуры и искусства. М., 1988. С. 30.

Ерохин В. И. По Угличу : путеводитель. М., 2007. С. 56.

Здание городской думы : [справка на сайте Администрации г. Углича].

Дата обновления: 23.03.20.

1919 год

Вышел первый номер любимской газеты "Известия уездного исполкома депутатов трудящихся", затем - "Ленинский призыв", ныне - "Наш край"

5 июня 1919 г. ― вышел первый номер газеты «Известия уездного исполкома депутатов трудящихся».

1929 (по другим сведениям, 1930)–1963 гг. ― газета стала называться «Северный колхозник». В первые годы существования газета являлась органом Любимского райкома ВКП(б), райисполкома, профбюро и колхоз - секции. С 1934 г. ― органом Любимского райкома ВКП(б) и райисполкома. С 1952 г. ― органом Любимского райкома КПСС и районного Совета депутатов трудящихся. В 1957 г. редактором газеты был А. Н. Скор - няков. Тираж ― 1 400 экз. Редакция располагалась по адресу: Любим, ул. Вологодская, д. 4.

С 22 апреля 1962 г. по 30 апреля 1963 г. в издании газеты был перерыв. После этого газета стала называться «Ленинский призыв». 27 января — 14 апреля1965 г. ― газета являлась совместным органом Любимского и Первомайского райкомов КПСС и районного Советов депутатов трудящихся. 1969 г. ― в связи с 50-летием Ярославский обком КПСС наградил газету и её рабселькоров Почетными грамотами. 1991 г. ― газета вновь сменила название и стала районной массовой газетой «Наш край». С 20 июля 1982 г. по 11 ноября 1993 г. редактором газеты был А. И. Но - воселов (1926–2000); а в газете он начал работать с 1963 г. В настоящее время редактором газеты является Е. Ю. Ермолина (сведения на февраль 2018 г.). Адрес: Любим, ул. Пролетарская, д. 2. Тираж около 1 500 экз.

Источники

ГАЯО. Архивный отдел Любимского района. Ф. 58. Учреждение Редакция газеты «Наш край» Любимская районная массовая газета Ярославской области г. Любим, Ярославская область.

ГАЯО. ЦДНИ. Ф 2075. Первичная организация ВКП(б) редакции Любим - ской районной газеты «Северный колхозник».

Литература

«Ленинскому призыву» ― 50 лет // Северный рабочий. 1969. 5 июня.

Урб Л. Девятый десяток ― пора молодости // Северный край. 1999. 7 июля.

Дата обновления: 24.04.19.

 
 

© Все права на материалы, опубликованные на сайте demetra.yar.ru, принадлежат ГАУК Ярославской области «Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова» и охраняются в соответствии с законодательством РФ.
Использование материалов, опубликованных на сайте demetra.yar.ru допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал demetra.yar.ru, до или после цитируемого блока.