События 5 октября в истории Ярославской области:

1863 год

День рождения философа, религиозного и общественного деятеля князя Евгения Николаевича Трубецкого (1863-1920)

Родился в Москве 23 сентября 1863 г. В 1885 г. окончил юридический факультет Московского университета. Преподавал в Демидовском юридическом лицее в Ярославле (1886-1897), где получил звание приват-доцента, защитив в апреле 1886 г. диссертацию "О рабстве в Древней Греции". Получил степень магистра философии за исследование "Религиозно-общественный идеал западного христианства в V в. Миросозерцание Блаженного Августина" и степень доктора философии за исследование "Религиозно-общественный идеал западного христианства в XI в. Миросозерцание папы Георгия VII и публицистов – его современников". Преподавал в должности профессора в Киевском университете св. Владимира (1897-1905) и Московском университете (с 1905 г.), в последнем возглавлял кафедру философии после смерти своего брата князя Сергея Николаевича Трубецкого (1862-1905). В 1911 г. Е. Н. Трубецкой вместе с большой группой профессоров покинул Московский университет из-за нарушения принципов университетской автономии правительством. В связи с этим семья Трубецких переселилась в Калужскую губернию. В Москву он приезжал лишь для чтения лекций в народном университете им. А. Л. Шанявского и участия в некоторых заседаниях Религиозно-философского общества им. Владимира Соловьёва и Психологического общества при Московском университете, членом которых являлся. Написал более 20 книг и большое число статей на темы религии, философии, юриспруденции, политики; в последние годы жизни – работы об иконописи и мемуарные очерки. Главные его труды – "Миросозерцание Вл. С. Соловьёва" (М., 1913), "Метафизические предположения познания" (М., 1917), "Смысл жизни" (М., 1918). В философии был представителем метафизики всеединства, созданной Владимиром Соловьёвым и развитой далее его последователями. Немалую роль в этом сыграло и личное их знакомство: около 15 лет братья Евгений и Сергей Трубецкие были в числе ближайших друзей Вл. Соловьёва. Один из инициаторов, идеологов и главных участников книгоиздательства "Путь" в Москве в 1910-1917 гг. и связанного с ним религиозно-философского направления. Занимался общественно-политической деятельностью: был одним из видных членов кадетской партии с момента её основания в октябре 1905 г., затем вышел из неё и стал одним из создателей "Партии мирного обновления" и главным редактором её печатного органа – журнала "Московский еженедельник". Здесь было опубликовано более трёхсот его статей. Основу политических взглядов Е. Н. Трубецкого составляли идеи конституционной монархии и эволюционного демократизма, (замена господства произвола правовым государством через постепенные реформы и широкую культурно-просветительную работу). В 1907-1908 гг. и - в 1915-1917 гг. – член Государственного совета. В 1917-1918 гг. принимал участие в работе Всероссийского Поместного Собора в качестве товарища председателя. После октябрьских событий 1917 г. занял активную антибольшевистскую позицию. Угроза ареста вынудила его окончательно покинуть Москву: он прибыл в Добровольческую армию генерала Деникина, где его брат, Григорий Николаевич Трубецкой (1874-1930), занимал должность начальника Управления по делам исповеданий. Попав вместе с отступавшей армией в Новороссийск, заболел сыпным тифом и умер 23 января 1920 г.

Политические партии России. М., 1996. С. 616.

Трубецкой Е. Начало преподавательской деятельности. Демидовский лицей; Ярославские храмы; Ярославское общество. Е. И. Якушкин // Из прошлого. Воспоминания. Из путевых заметок беженца / Е. Трубецкой. Томск, 2000. С. 192-215.

Новая философская энциклопедия / под ред. В. С. Степина. М.: Мысль, 2001. Т. 4. С. 114-115.

Лебедев С. Н. Евгений Николаевич Трубецкой – правовед, государственник, мыслитель // Качество и жизнь. 2002. № 1. С. 123.

Общественная мысль России XVIII - начала XX века. М., 2005. С. 547-549.

Гущина Е. В., Морозов Д. К., Салова Ю. Г. Биографический сборник Демидовского университета. Ярославль ; Рыбинск, 2008. С. 201-203.

Половинкин С. М. Князь Е. Н. Трубецкой. Жизненный и творческий путь. М., 2010. 176 с.

Дата обновления: 05.06.19.

1912 год

В Рыбинске закончено строительство нового здания биржи. Ныне - главное здание музея-заповедника

Строительство первой биржи в Рыбинске началось в 1806 г. по проекту архитектора Герасима Варфоломеевича Петрова (1764-?), выпускника Петербургской Академии художеств, с целью упорядочения хлебной торговли. После окончания строительства во время пожара пострадала и Хлебная биржа. В 1811 г. знаменитый зодчий Карл Иванович Росси (1775-1849) осмотрел здание, кроме разрушений нашёл ряд ошибок при его возведении и внес ряд поправоки. Однако его проект не был осуществлён, в частности фасады здания не были изменены. Открытие биржи состоялось18 июля 1811 г. Однако она практически пустовала, т. к. рыбинские купцы «по старинке» предпочитали заключать сделки в торговых лавках и за чаем. Рыбинская городская дума решила использовать здание под свои нужды. Не занимая большого биржевого зала, она разместила там свои городские учреждения. В 1830–1831 гг. после ремонта помещений в биржу заехали уездный и земский суды, а также дворянская опека с их архивами. Рыбинская хлебная торговля нуждалась в организации настоящей биржи, с биржевым комитетом во главе. Он был создан после посещения Рыбинска императором Николаем I, и биржа была открыта вновь 15 мая 1842 г. Однако и это не убедило рыбинских купцов. Только после того, как в 1860 г. председателем биржевого комитета стал обладавший огромным авторитетом М. Н. Журавлёв, Рыбинская хлебная биржа постепенно стала крупнейшей в России. В 1909-1912 гг. рядом со старым зданием соорудили новое - в неорусском стиле по проекту архитектора Александра Васильевича Иванова (1845-1917). Строительство было закончено 22 сентября 1912 г., освящение здания состоялось 2 октября. Сюда и был переведен Биржевой комитет. Согласно особенностям стиля, фасады биржи выглядят как боярские палаты, маскируя деловую структуру вместительного трехэтажного здания. Оно сделано из кирпича, снаружи облицовано плиткой. В отделке использовано 211 цветных изразцов с изображением двуглавых орлов, бусин, трав, цветов. Весь этот керамический декор был изготовлен на изразцово-гончарном заводе купца Василия Алексеевича Аксёнова, который располагался в д. Никольское в 9 км от Рыбинска. Источником сырья для него служило логиновское месторождение светлой глины, расположенное в 4,5 км от завода. Здание в плане асимметрично, сильно вытянуто с востока на запад. На поперечной оси с восточной стороны находится главный биржевой зал с двухэтажными хорами, на которых располагались маклерские места. Перпендикулярно к нему расположен длинный коридор, по обеим сторонам которого группируются помещения вестибюля, лестничных клеток, телеграфного бюро, маклерских контор, залов акционерных обществ, обширного ресторана, буфетной. В нижнем, подвальном, этаже находились таможенная контора, кладовые, кухня, пакгаузы и пр. В целом Новая биржа завершила формирование волжской панорамы Рыбинска. В 1980-х гг. осуществлена реставрация здания начала XX века для размещения экспозиций Рыбинского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Здание старой биржи также находится сейчас на балансе музея-заповедника. Вскоре здесь планируется открыть экспозицию по истории волжского судоходства и Рыбинской пристани.

Пятидесятилетие Рыбинской биржи (1842-1892). СПб., 1893. 119 с.

История торговли и промышленности в России / под ред. П. Х. Спасского. СПб., 1911. Т. 1. С. 52-54.

Памятные даты Рыбинского муниципального округа на 1997 год / авт.-сост. А. Б. Козлов. Рыбинск, 1997. С. 19

Рыбинск. Градостроительство и архитектура / Н. Н. Гончарова, С. Н. Овсянников. Ярославль ; Рыбинск : РМП, 2011. С. 57-68, 210-216.

Дата обновления: 05.06.19.

1925 год

День рождения народного артиста России Владимира Алексеевича Солопова (1925−2015) 

Родился 5 октября 1925 г. в небольшом городке Белая Калитва Ростовской области (по др. сведениям - в станице Константиновской-на-Дону). Окончил Государственный университет Ростова-на-Дону (1948). Не имея специального образования, с 1946 г. работал в различных провинциальных театрах. Карьеру актёра начал в Ростове-на-Дону, работал в театре драмы, в театре оперетты, шпрехшталмейстером в цирке, конферансье в эстрадном оркестре Эдди Рознера. Из Ростовского театра он был приглашён в Воронежский театр драмы. Спустя несколько лет, в 1961 г., Владимир Алексеевич влился в труппу театра им. Ф. Волкова и служил до 1973 г. Затем работал в театрах Куйбышева, Волгограда, Ташкента и Рязани. С 1996 г. вернулся в Ярославль и до кончины был артистом Российского государственного академического театра драмы им. Фёдора Волкова. В этом театре выступал и как режиссер. В творческой биографии Владимира Алексеевича было два «ярославских периода». Первый период связан с именем талантливого режиссёра, народного артиста СССР Фирса Ефимовича Шишигина (1908-1985). В. А. Солопов не раз утверждал, что благодаря встрече именно с этим мастером он стал настоящим артистом. Содружество актёра и режиссёра началось ещё в Воронеже. Как только Ф. Е. Шишигин стал художественным руководителем Волковского театра, он сразу же пригласил Владимира Алексеевича в Ярославль. На первой русской сцене Солопова ждало амплуа премьера - главного героя. Зрителям тех лет, безусловно, памятны его роли Зигфрида Блока («Кредит у Нибелунгов»), боярина Колычева («Василиса Мелентьева» А. Островского), Вагина («Дети солнца» М. Горького), Фрэнка («Профессия миссис Уоррен» Б. Шоу). Воплощенные им образы Глумова («На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского) и Печорина (инсценировка «Печорин» М. Волобринского по роману Лермонтова «Герой нашего времени») стали настоящими легендами. Артистизм в сочетании с аристократической внешностью, умение быть разным в разных ролях, тонкий юмор и жизненная мудрость всегда отличали творческую манеру Солопова. Любовь зрителей к нему была фантастической, доходящей до фанатизма. Неудивительно, что возвращение мастера в Ярославль в 1996 г. оказалось триумфальным. Здесь его ждали зрители, ждали режиссеры. Ждали и новые интересные роли: Муров («Без вины виноватые» А. Островского), герцог Глостер («Король Лир» В. Шекспира), Воронцов («Кавказский роман» Л. Толстого), Фома Опискин («Фома» Ф. Достоевского), Полоний («Гамлет» В. Шекспира). Серьёзными актерскими удачами стали созданные им образы Крутицкого («На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского) и Городничего («Ревизор» Н. Гоголя). Каждая новая роль В. А. Солопова была событием, будь это Честерфильд («Загнанная лошадь» Ф. Саган), Франтишек Абель («Соло для часов с боем» О. Заградника), полковник Чесней («Тетка Чарлея» Б. Томаса). Все его герои - это рыцари своего времени и эпохи. Его игра всегда приковывала внимание - будь то главная роль или всего лишь эпизод. В небольшой роли бессловесного князя Тугоуховского в спектакле «Горе от ума» А. С. Грибоедова артист создал глубокий образ двойника Чацкого буквально несколькими штрихами. Для молодых актеров партнерство с таким мастером было лучшей театральной школой. С 1962 г. многие годы (за исключением тех лет, когда был в отъезде) преподавал в Ярославском театральном училище (институте). Народный артист РСФСР (1967), был обладателем множества наград областного и федерального значения; среди них орден "За заслуги перед Отечеством" IV степени, орден Трудового Красного Знамени, Орден Дружбы. Он неоднократно становился лауреатом областной премии имени Фёдора Волкова. Умер 10 августа 2015 г.

Русский драматический театр : энциклопедия. М., 2001. С. 437. [Дата рожд. 27.08.1925]

Злотникова Т. С. По сравнению с 1925 годом // Северный край. 2010. 5 октября.

Пасхина С. У артиста судьба кочевая // Золотое кольцо. 2010. 5 октября.

Ваняшова М. Г. Взгляд сквозь время : к 85-летию народного артиста России Владимира Солопова // Театральный круг. 2011. № 5. С. 10-25 : фот.

Солопов В. А. Народного получал три года : [интервью] // Золотое кольцо. 2012. 2 июня. С. 4.

Солопов Владимир Алексеевич // Кино-Театр.Ru : [сайт]. 

[Некролог] // Портал органов государственной власти Ярославской области. 

Ушел из жизни великий актер Владимир Солопов // Золотое кольцо. 2015. 10 августа. 

Дата обновления: 23.06.20.

 
 

© Все права на материалы, опубликованные на сайте demetra.yar.ru, принадлежат ГАУК Ярославской области «Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова» и охраняются в соответствии с законодательством РФ.
Использование материалов, опубликованных на сайте demetra.yar.ru допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал demetra.yar.ru, до или после цитируемого блока.