События 5 сентября в истории Ярославской области:

1866 год

День рождения художника, академика живописи Дмитрия Николаевича Кардовского (1866-1943)

Родился 24 августа 1866 г. в усадьбе Осурово близ Переславля-Залесского в небогатой дворянской семье. Его воспитанием занималась мать – Мария Фёдоровна Кардовская, получившая художественное образование в Строгановском училище в Москве. Рано потеряв супруга, она одна воспитывала пятерых детей. Сын Дмитрий хорошо рисовал и был определён матерью в ближайшую гимназию г. Владимира, где он, по его словам, «без конца рисовал». К моменту окончания школы юноша решил учиться в Академии художеств, но родные настояли, чтобы он вначале поступил на юридический факультет Московского университета (1886-1891). Одновременно с университетскими занятиями посещал уроки живописи, композиции и рисунка в одной из частных московских художественных школ («Классы изящных искусств» Анатолия Оттовича Гунста). Постоянно бывал в Третьяковской галерее, не пропускал ни одной выставки. Окончив университет и отбыв воинскую повинность, в 1892 г. поступил в Петербургскую Академию художеств под начало Павла Петровича Чистякова, а затем – Ильи Ефимовича Репина. В 1896 г. по совету Игоря Эммануиловича Грабаря, совместно с ним отправился в Мюнхен, в школу модного художника Антона Ажбе, где получил полный курс классического рисунка и реалистической живописи. Д. Н. Кардовский обладал феноменальной художественной памятью и исключительной наблюдательностью. Модные идеи и течения живописи того времени, царившие в школе А. Ажбе, позже нашли продолжение в творчестве молодого художника. В 1900 г. в Мюнхене Дмитрий Кардовский женился на талантливой художнице Ольге Людвиговне Дела-Вос (1875-1952), вместе с которой вернулся в Россию. В 1900-1902 гг. – ассистент в мастерской Ильи Ефимовича Репина. С 1900 г. начал участвовать в выставках. В 1902 г. получил звание художника. Затем по предложению И. Е. Репина был приглашён на преподавательскую должность в академические мастерские.

На протяжении всей жизни занимался педагогической деятельностью. Преподавал в Петербургской Академии художеств с 1903 по 1918 гг. (с 1907 г. – профессор, в 1911 г. получил звание действительного члена, в 1915 г. – академика), в 1920–30-х гг. – в московских Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС), в 1933–1934 гг. – в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры. Среди его учеников – многие известные советские художники. Его мастерская пользовалась большой популярностью среди студентов академии. Мастер был доброжелателен, заботился о каждом ученике и делал многое для того, чтобы каждый из них смог раскрыть свою личность в искусстве. Основным принципом его педагогики было стремление свести в строгую систему знаний весь творческий опыт реалистического искусства второй половины XIX в. Д. Н. Кардовский придавал большое значение академической школе, считая, что она должна давать объективные знания в изобразительном искусстве, и всегда отделял задачи школы от задач искусства. Он уделял большое внимание натуре, добиваясь, чтобы ученики овладели строгим, точным рисунком, правильным построением пространственного объёма, закономерностями композиционного и колористического решения картины. В созданной им школе, не имевшей аналогов в России, шло воспитание художников, серьёзно относящихся к изобразительному искусству, обладающих той необходимой системой знаний и умений, которые дают им свободу для воплощения их творческого замысла.

На творчество самого Д. Н. Кардовского оказало большое влияние художественное объединение «Мир искусства» с его рациональным интеллектуализмом, выражавшим основную линию петербургской культуры в противовес эмоционально-стихийной московской. Наиболее известен как иллюстратор произведений русской классической литературы (для петербургских издательств) и автор картин на исторические темы. Среди ранних работ наиболее значительны рисунки к «Каштанке» А. П. Чехова (1903). Эта работа стала этапной в истории русской иллюстрации. Художнику удалось с помощью манеры рисунка выразить атмосферу чеховского рассказа. К повести Н. В. Гоголя «Невский проспект» в 1904 г. выполнил изящные иллюстрации, близкие к книжной графике «Мира искусства». В них обыгран приём передачи формы параллельными штрихами, отчего рисунок приобрёл характер орнамента. Сделал также несколько рисунков к повестям Л. Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность», роману «Война и мир», поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души», басням И. А. Крылова, рассказам И. С. Тургенева. В 1905–1906 гг. рисовал карикатуры для петербургских сатирических журналов «Жупел» и «Адская почта». В 1907 г. начал большой цикл иллюстраций к комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Истории петровского времени посвящены заказанные издательством И. Н. Кнебеля школьные наглядные пособия (в оригинале ― акварель): «Заседание Сената при Петре I», «Солдаты Петра I», «Пётр I под Переславлем», «Пётр I на Переславском озере». Известны его картины «Оборона Севастополя», «Уход французов из Москвы», «Бал в дворянском собрании 1913 года» и др.

После Октябрьской революции Д. Н. Кардовский продолжил работать как художник-иллюстратор. К этому периоду относятся удачные рисунки к роману Д. Дефо «Робинзон Крузо», поэме Н. А. Некрасова «Русские женщины». Одна из лучших работ – иллюстрации к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Она является значительным вкладом как в историю русского иллюстративного искусства, так и в историю театра. В 1920 г. Д. Н. Кардовский начал работать как театральный художник в Малом театре. Он оформлял постановки пьес Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, И. С. Тургенева. В своих театральных эскизах не ограничивался воссозданием только внешнего облика героя или его окружения, а подсказывал актёру способы трактовки роли, жест, осанку, походку. Работа Кардовского в театре становится своеобразной художественной режиссурой. Многие созданные им декорации возобновлялись в Малом театре годы спустя, в т. ч. «Ревизор» 1922 г. Произведения художника экспонировались на многих выставках в нашей стране и за рубежом: Флоренция, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Париж, Лондон, Филадельфия, Берлин. Персональные выставки состоялись в Москве (1938 и 1953) и в Ленинграде (1953 и 1967). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1929). По праву считается одним из основоположников советской реалистической художественной школы, её видным теоретиком и практиком.

Значительная часть его жизни и творчества связана с Переславлем-Залесским. Там семья художника жила в 1919–1920 и 1941–1943 гг., а начиная с 1916 г. Д. Н. Кардовский проводил в этом городе каждое лето. Дело в том, что летом 1915 года он получил в наследство от своей родственницы дом с садом в возвышенной части города при въезде в него со стороны Москвы, неподалёку от Горицкого монастыря – добротную постройку из сосновых брёвен и балок (1885). Здесь им написано множество пейзажей, портретов жителей, среди которых особое место принадлежит уроженцам Рыбной слободы, чьи портреты он писал для неосуществлённой картины «Переславские рыбаки». В 1919-1920 гг. Дмитрий Николаевич и его жена Ольга Людвиговна были активными участниками культурной жизни города. Принимал участие в создании художественного отдела местного музея, где ныне хранится много его работ. Помогал формировать коллекции, делал их научное описание, был членом Переславль-Залесского научно-просветительного общества (ПЕЗАНПРОБ). Супруга руководила изостудией. Дмитрий Николаевич выполнил эскизы к постановке пьесы Г. Гауптмана «Потонувший колокол», с успехом представленной самодеятельными артистами на переславской сцене. С Переславлем связаны последние годы жизни художника. За семь лет до смерти его левая рука оказалась парализованной, и Д. Н. Кардовский прекратил свою публичную педагогическую деятельность в реорганизованной советской Академии художеств. Последними творческими работами художника были исторические картины из жизни Петровской эпохи, иллюстрации к роману Алексея Толстого «Пётр I» и роману Леонида Леонова «Соть». Незавершёнными остались отдельные листы станковых акварелей на тему восстания декабристов.

Умер 10 февраля 1943 г. в Переславле-Залесском, до конца продолжая рисовать. Похоронен на территории музея, в создании которого принимал участие. Сегодня имя Д. Н. Кардовского носит картинная галерея Переславль-Залесского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, Дом творчества художников, который был открыт в 1956 г. в доме Кардовских, переданном Союзу художников его дочерью Екатериной Дмитриевной, а также улица города и общество, объединяющее художников и скульпторов.

Подобедова О. И. Дмитрий Николаевич Кардовский. 1866-1943. М., 1953. 40 с.

Романовский А. На родной земле // Искусство. 1964. № 8. С. 57-62.

Гусарова А. Школа жизни и школа искусства // Художник. 1966. № 10. С. 26-31.

Шмигельская Е. В. Дом творчества имени Д. Н. Кардовского. Л., 1975. 51 с. Переизд.: [Электронный ресурс] М., 2004. 30 с. 

Рубан И. Кардовский и кардовцы // Искусство. 1983. № 2. С. 44-47.

Художники народов СССР. СПб., 1995. Т. 4, кн. 2. С. 239-241.

Русские художники : энцикл. слов. СПб, 2000. С. 252-254.

Академия художеств от основания до наших дней, 1757-2008 . М., 2008. Т. 1. С. 261-262.

Большая Российская энциклопедия. М., 2009. Т. 13. С. 124-125.

Поярков В. Я. Возникновение в России неоклассицизма в живописи // Искусство и образование. 2013. № 3. С. 42-54.

Дата обновления: 04.06.19.

1927 год

День рождения ярославского писателя Виктора Флетонтовича Московкина (1927-2003)

Родился 5 сентября 1927 г. в д. Беглицево Ростовского уезда (ныне Борисоглебского района). С 1937 г. жил в Ярославле. Окончив ремесленное училище, с 1943 по 1950 г. работал на Ярославском заводе металлоизделий, одновременно учился в вечерней школе. Окончил заочное отделение Литературного института имени А. М. Горького в Москве. Публиковаться начал в 1962 г. Первая книга "Валерка и его друзья" вышла в Ярославле в 1956 г. Член Союза писателей России с 1958 г. Работал в редакции газеты "Юность", в студии телевидения, директором Верхне-Волжского книжного издательства, ответственным секретарем Ярославской писательской организации, Ярославского отделения Всесоюзного общества книголюбов. Автор книг: "Как жизнь, Семен?" (1961), "Потомок седьмой тысячи" (1964), "Золотые яблоки" (1974), "Тугова гора" (1983) и др. Умер 12 марта 2003 г. в Ярославле, похоронен на Леонтьевском кладбище.

Современные ярославские писатели : рек. указ. лит. Ярославль, 1980. С. 43.

Памяти товарища // Северный край. 2003. 14 марта.

Гусев Е. Человек большого сердца // Ярославская культура. 2007. № 1 (26). С. 1.

Ярославичи. М., 2008. С. 326.

Дата обновления: 04.06.19.

 
 

© Все права на материалы, опубликованные на сайте demetra.yar.ru, принадлежат ГАУК Ярославской области «Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова» и охраняются в соответствии с законодательством РФ.
Использование материалов, опубликованных на сайте demetra.yar.ru допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал demetra.yar.ru, до или после цитируемого блока.