События 6 февраля в истории Ярославской области:

1896 год

День рождения художника театра и живописца Григория Федоровича Базурина (1896-1990)

Родился 25 января 1896 г. в д. Павликово Ярославского уезда (ныне ― Некрасовский район). Рано начал трудовую деятельность. Предположительно учился в рисовальной школе Императорского общества поощрения художников (Петербург). В Первую мировую войну попал на фронт и служил младшим командиром. Принимал участие в Февральской и Октябрьской революциях. В 1918 г. вернулся на родину, затем переехал в Рыбинск, где стал комиссаром отряда, организованного для охраны судов и грузов на Волге и для борьбы с контрреволюцией. Уезжал в Петроград, а в 1919 г. вновь приехал в Рыбинск. Г. Ф. Базурин работал художником: создавал декорации к спектаклям, писал плакаты для клуба «Бурлацкая коммуна». Впоследствии служил в Райкультводе, заведовал культурно-просветительской работой. После организации в Рыбинске студии ИЗО Пролеткульта учился у организатора студии художника М. М. Щеглова и преподавал. 1922–1927 гг. ― учился в государственном высшем художественнотехническом институте (ВХУТЕИН) у С. В. Герасимова, П. П. Кончаловского.

В 1930 г. начал трудовую деятельность как театральный художникпостановщик. Оформлял спектакли: «Взлёт» Ф. А. Ваграмова (1930, совместно с В. В. Кисимовым) во МХАТ; «Кармен» Ж. Бизе (1931), «Тоска» Дж. Пуччини (1931) в Свердловском театре оперы и балета; «Риголетто» Дж. Верди (1934) в Государственном академическом Большом театре; руководил живописными мастерскими Большого театра.

Участник Великой Отечественной войны. Принимал участие в работах по маскировке Кремля. В июне 1942 г. призван в действующую армию, служил в Доме Красной Армии Западного и 3-го Белорусского фронтов. Награждён: медалью «За отвагу» (09.06.1945), орденом Отечественной войны II степени (06.04.1985). 

После войны оформлял павильоны ВСХВ: «Пчеловодство» и «Шелководство», спектакли народных театральных коллективов в Москве и Подмосковье.

С 1920 г. — участник выставок. С 1928 г. ― член и экспонент АХРР (АХР). Его работы экспонировались на выставках: «Итоги театрального сезона Москвы 1928–1929 года» (1929), «Театры Москвы за 20 лет. 1917–1937» (1937), живописи, графики и работ художников театра и кино Москвы и Ленинграда (1955) в Москве. Член МССХ (МОССХ, с 1942 г.). Выставки произведений состоялись в Москве (1970, 1983). Занимался станковой живописью и графикой; автор жанровых композиций, пейзажей, натюрмортов.

Творческое наследие Г. Ф. Базурина представлено в ряде музейных собраний: Государственный центральный театральный музей им. А. А. Бахру - шина, Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля (Государственный литературный музей), Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

Умер в 1990 г. в Москве.

Источники

РГАЛИ. Ф. 681. Высшие государственные художественно-технические мастерские, Высший государственный художественно-технический институт (ВХУТЕМАС, ВХУТЕИН) (Москва, 1918–1930). Оп. 1. Ед. хр. 170. Личное дело Базурина Григория Фёдоровича. 

Литература

Григорий Фёдорович Базурин. Живопись, графика, эскизы декораций : [каталог выставки]. Москва : [б. и.], 1970. 14 с.

Художники народов СССР. М., 1970. Т. 1. С. 260.

Григорий Фёдорович Базурин : живопись, графика, театрально-декорационное искусство : каталог выставки. Москва : Советский художник, 1983. 9 с. 7 л. ил.

Зелов Н. Вдохновлённый революцией // Верхневолжская правда (Рыбинск). 1996. 4 февраля.

Дата обновления: 02.02.20.

1926 год

В связи с переходом на выпуск новых автомобилей Я-3 авторемонтный завод переименован в Ярославский государственный автомобильный завод

Еще в 1923 г. было принято решение о начале производства советских грузовых автомобилей на заводе АМО в Москве и 1-ом ГАРЗ (государственном авторемонтном заводе) в Ярославле. Оба предприятия занимались ремонтом автотехники с 1918 г. и накопили определенный опыт в изготовлении автомобильных деталей и узлов, сформировали технические и рабочие кадры. Осенью 1924 г. инженеры 1-го ГАРЗ приступили к проектированию своей первой машины - 3-хтонного грузовика, получившего название Я-3. При разработке конструкции грузовика ярославцы взяли за основу модернизированную специалистами АМО модель американского 3-хтонного "УАЙТа". Две первые трехтонки вышли с завода 6 ноября 1925 г. Автомобиль имел следующие размеры: длина - 6,5 м, ширина - 2,4, высота - 2,55. Масса грузовика вместе с грузом составляла 7,5 тонн, его максимальная скорость 30 км/час, но он легко преодолевал крутые подъемы, грязь, рыхлый снег. Расход топлива составлял 40 л бензина на 100 км пути. Я-3 имел двухместную открытую кабину и был первым советским автомобилем с левым расположением руля. Оба автомобиля с честью выдержали испытания. С начала 1926 г. завод был полностью переведен на автостроение и 6 февраля получил новое название - Ярославский государственный автомобильный завод (ЯГАЗ).

Полвека труда и строительства : история Ярославского ордена Ленина моторного (автомобильного) завода. Ярославль, 1966. С. 337.

Ярославский Автодизель, 1996. Рига, 1996. С. 28-30.

Дата обновления: 23.01.19.

 
 

© Все права на материалы, опубликованные на сайте demetra.yar.ru, принадлежат ГАУК Ярославской области «Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова» и охраняются в соответствии с законодательством РФ.
Использование материалов, опубликованных на сайте demetra.yar.ru допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал demetra.yar.ru, до или после цитируемого блока.