Деревенское детство в одном из живописнейших мест Ярославщины, связанных с Рыбинским морем и Волгой, учеба в Ярославском художественном училище, война, демобилизация, работа в мастерских художественного фонда, коллективные и персональные выставки – вот основные этапы жизни рыбинского живописца Василия Трамзина.

Его творческое кредо формируется в 1950-е годы, Трамзин выбирает пейзаж – самый доступный жанр живописи, который на протяжении столетий в лице лучших своих представителей добивался права гражданства.

Именно пятидесятые годы знаменуют собой качественно новый этап советской живописи. В это время начал по достоинству оценивается импрессионизм, как закономерная стадия развития искусства, на которой углублялись реалистические принципы отражения мира, утверждались в искусстве непосредственность и правдивость. Сюжет не утрачивает своего значения, но перестает доминировать в картине. Главным средством выражения становится цвет, несущий в себе эмоциональное переживание самого художника. Все это характерно и для творчества Трамзина.

Большинство ведущих художников, пришедших в искусство в те годы, сохранили верность своим творческим установкам, что одновременно показывает жизненность их творческих позиций. Творчество Трамзина направлено на утверждение нравственных идеалов, заложенных в русской природе и людях – скромных тружениках средней полосы России.

Писать о творчестве Трамзина трудно и одновременно просто. Трудно потому, что в его творчестве нет этапных картин, оно объединяет небольшие, почти равные по значимости полотна русской природы, сюжеты которых нередко перекликаются, но в каждом из них художнику удается сказать что-то новое. Просто потому, что творчество Трамзина доступно: художник и зритель без труда находят контакт между собой.

Трамзин – художник современный. Однако на его холстах мы не найдем традиционных аксессуаров «преобразователей природы» (вышек ЛЭП, тракторов, машин и пр.). На них предстают девственные, не тронутые присутствием человека уголки русской природы. И это замечательно, ведь сегодня мы все чаще находим свои идеалы, а нередко и физическое спасение в природе, которая становится своеобразным чистилищем человеческой души.

Итак, основная тема произведений Трамзина – природа и люди средней полосы России. Именно здесь находит он бесхитростные, до боли знакомые мотивы своих полотен. Трамзин не стремиться к обобщениям, все просто и жизненно и вместе с тем пропущенное через душу художника, воссоздает целостную, образную картину русской природы.

Неизменным творческим методом художника является непосредственная работа на природе с последующей доводкой этюдов и картин в мастерской.

Одним из излюбленных объектов творчества художника является Рыбинское море в различное время. У пейзажиста оригинальная типично трамзинская цветовая гамма полотен, в которой имеют место излюбленные колористические решения. Именно поэтому его полотна легко узнаются на выставках. Большинству работ свойственно широкое темпераментное письмо, смелые обобщения.

В портретных работах герои Трамзина принадлежат определенному времени и среде, они живут в конкретной географической точке. Все они наделены яркой индивидуальностью.

В творчестве художника Трамзина заключено самобытное представление органичного единства природы и человека, так необходимого нам сегодня.

Краткая биография:

В 1941 году получил первую премию за дипломную работу в Ярославском художественном училище.
Участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Награжден орденом Отечественной войны, медалью «За победу над Германией», юбилейными памятными медалями.
В 1952 году был награжден первой премией в областном конкурсе за создание картины «Перед севом». В том же году получил премию в республиканском конкурсе за создание картины «Битва на р. Сить».
В 1958 году стал членом Союза художников России.
В 1941 году окончил Ярославское художественное училище, учился во Всесоюзном государственном институте кинематографии в Москве (1946).
Участник городских (Рыбинск), областных, зональных, республиканских и всесоюзных выставок.
Персональные выставки – Рыбинск (1949, 1971, 1978, 1983, 1989, 1995), Ярославль (1971, 1982, 1989).
Произведения находятся в музейных собраниях Рыбинска, Ярославля, во многих российских и зарубежных частных коллекциях.

 
 

© Все права на материалы, опубликованные на сайте demetra.yar.ru, принадлежат ГАУК Ярославской области «Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова» и охраняются в соответствии с законодательством РФ.
Использование материалов, опубликованных на сайте demetra.yar.ru допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал demetra.yar.ru, до или после цитируемого блока.