Деревня Пестрецово расположена в 15 км от города Ярославля и входит в состав Заволжского сельского поселения, являясь центром Пестрецовского сельского округа.

Нынешняя территория Пестрецовского сельсовета в древности была населена народом финского племени - мерянами. Селилось это племя, по большей части, по рекам, как самым удобным в то время путям сообщения. Долго ли меряне вели самостоятельное существование, достоверно неизвестно, но уже в IX веке, благодаря низкой степени культуры, меряне попали под власть народа более образованного - новгородских славянских поселенцев. Затем окончательно слились с ними в новое племя - великорусское, и совершенно утратили свой язык.

Памятников о себе племя мерян оставило немного. Это и памятники лингвистические, заключающие совершенно чуждые славянскому языку названия. Вот для примера некоторые из этих названии селения - Курба, Пурлово, Шопша, Каргаш, Рохма и др. Реки: Лахость, Волга, Шексна, Пахма, Шиголость. Другого рода памятники оставили меряне о себе в своих могильных насыпях или курганах.

Меряне населяли нашу местность в первых веках от Рождества Христова, а в IX веке, как было уже сказано, слились со славянами. Вероятно, к этому периоду и принадлежит так называемые городки или городцы, т.е. древние земляные укрепления. Таков, например, городец у села Диево-Городище. Известное мерянское селение Медвежий угол находилось на Стрелке, в центре современного Ярославля. Именно с ним легенда связывает приезд сюда князя Ярослава Мудрого. Убийство медведя и основание города.

При распаде Ярославского княжества в ХV веке село Диево-Городище сделалось вотчиной ярославских князей Деевых. Отсюда и название Диево. До революции территория Пестрецовского сельского совета относилась к Диево-Городищенской волости. В архиве мы нашли исторические материалы, рассказывающие о том, что из Топографического описания Ярославского уезда за 1800 г. в селе известна полотняная фабрика, упоминается о еженедельных торгах в селе Диево-Городище по воскресеньям.

В 1787 г. был построен каменный храм Святой Троицы. Он стоит на мысу - это территория Городищ, где река Шиголость впадает в реку Волгу. Выстроен, как говорили в старину, кораблём. Строгое внешнее убранство храма выполнено в стиле классицизма с элементами барокко. В верхней части колокольни помещались часы с четырьмя циферблатами по сторонам света. Уже в 1861 году в сельском приходе Троицкой церкви было 74 дома и 432 жителя.. В советские годы эта церковь, как и многие другие, была частично разрушена, и сейчас её восстанавливают. На ней появились новые купола.

Во второй половине села, которая принадлежала стольному князю Фёдору Юрьевичу Хворостину, в 1699 году был построен деревянные храм в честь Смоленской иконы Божьей матери. Местная Храмовая икона Смоленской Божьей Матери и по сей день пользуется особым почитанием прихожан. Её называют чудотворной. В 1861 году в сельском приходе Смоленской церкви насчитывался 61 дом, 344 жителя.

В деревне Пестрецово так же существовала церковь. В 1892 году в этой церкви была образована первая школа-церковь. А в 30-х годах XX века церковь была частична разрушена - сняты купола. Сейчас в оставшейся части располагается Дом культуры.

В 1883 году Диево-Городищенская волость состояла из 23 сельских обществ, 80 селении, 1761 дворов, 4201 душ мужского и 6349 женс¬кого. Вот краткое описание некоторых деревень: Глухово - деревня при пруде и колодце, 11 вёрст от города; 57 дворов, душ мужского пола - 156,  женского - 198. Бортниково - деревня при пруде и колодцах, 15 вёрст от города, дворов 20, душ мужского пола 68, женского - 63. Мишуково - деревня при пруде, 15 вёрст от города, дворов 10, душ мужского пола 34, женского - 35. На территории деревни находился крупяной завод. Борок - ныне не существует. При пруде и колодцах, 17 верст от города, дворов 8, душ мужского пола 21, женского 19. Тереховское - деревня при реке Шиголость, 15 верст от города, дворов 28, душ мужского пола 64, женского 100. Пестрецово - деревня при пруде, 10 вёрст от города, дворов 28, душ мужского пола 6.4, женского 100.

Ченцы - (перепись населения 1895 года) принадлежала Ярославской губернии, Ярославскому уезду, Диево-Городищенской волости, Ченскому обществу. В деревне проживало 121 человек. Мужского пола -54, женского 67. Вероисповедание: православные и староверы Австрийского толка. Сословие: из крестьян, из некрестьянских сословий - 7 мужчин, 4 женщины. Основное занятие - земледелие. 
Дополнительные занятия:
        1. катально-валяльная обувь 23 
        2. каменщики 9 
        3. маляры 2 
        4. штукатуры 2 
        5. печники 2 
Сельский староста - Демидов Пётр Демидович, 48 лет. В деревне Ченцы был постоялый двор, который находился на земле крестьян и принадлежал почётному гражданину Павлу Петровичу Виноградову. Хозяйство в деревне одно, два строения, крытые тесом. Хозяин обучался в Ярославском духовном училище, занимался торговлей, это основное его занятие. Его сын, Виноградов Николай Павлович, 17 лет. Почётный гражданин, временно отлучался в Большие Соли, учился в Полковскои церковно-приходской школе, обучался живописи.

Якалово - принадлежит Ярославской губернии, Ярославскому уезду, Диево-Городищенскои волости, Болковскои общине. Проживало 79 мужчин, 99 женщин. Вероисповедание - православные и староверы. Сословие - в основном крестьяне из бывших помещиков, Основное занятие - земледелие. 
Дополнительные занятия: 
        1. пряли пряжу 65 женщин 
        2. печники 10 
        3. штукатуры 28 
        4. слесарь 1 
        5. сапожник 1 
        6. сбор подаяния 1 
Учились грамоте в Большеболковском приходском училище в деревне Болково и в церковно-приходском сельском училище в селе Пичелках. Часть населения не знали грамоты. Печники, штукатуры в свободное от земледельческих работ время уходили в города на заработки. Кроме прядения женщины занимались ткачеством. Староста деревни - Белугин Степан Абрамович, 66 лет, из помещиков. По описи волостей Ярославской губернии за 1877 год в селе имелись 2 церкви, 1 часовня, волостное управление, школа, 4 солодовенных завода, 8 ветряных мельниц, 2 кузницы, 32 торговые лавки,. 3 трактира, 1 чайная лавка, 4 питейных дома, 1 постоялый двор. Из 181 жилого дома 26 было каменных. В 60-80 г.г. XIX века на месте деревянного пострадавшего от пожара храма Смоленской Богоматери велось строительство нового каменного храма. К началу XX века появляются новые виды производства и торговли, лесная биржа, 5 ветряных лесопилок, 2 кузницы.

В 1910 году возле села Диево-Городище и ближней деревни Пески построили каменное здание картофеле-паточного завода. На торговой площади села возле пристани сохранилась и до настоящего времени каменная часовня, построенная в 1903 году. Первая школа - церковь была создана в 1892 году в д. Пестрецово. Наша округа славилась особым релиалом. С конца Х1У века ярославские сапоговаляльные мастера прославились в большей части России.

В деревне Глухово в 1917 году была основана сапожная артель. Первоначально она была расположена в обычном деревянном доме. Спустя несколько лет в 1925 году построили специальное помещение. Воспоминания старейшего члена артели - Данилова Николая Андре¬евича: "На работу в артель принимали с 14 лет. Я был одним из первых артельщиков, тогда мне исполнилось 16 лет. Первым предсе¬дателем артели был Павел Александрович Терёхин.. Мы шили сапоги и ботинки, иногда гвозди были деревянные. Сырьё для изготовления обуви поставляло предприятие "Яркожпроиремсоюз". В зимнее время кроме обуви изготовляли маты из камыша; так как иногда в артели приходилось ночевать".

Воспоминания Волковой Александры Павловны: "Глуховская артель имела 6-7 отделений в разных местах нашего уезда. К 1930 году все мужчины деревни Глухово работали в артели. изготовляли валенки."

Изготовлением валенок занимались также в деревнях Шебунино, Боброво, Ботово, Кобыляево. В деревне Шебунино имелась своя машина - шерстобойка. Готовые валенки отвозили в другие города. Собирая необходимый материал по этой теме, нам удалось найти колодки для изготовления валенок. Кроме сапожного ремесла наша округа славилась и другими ремёслами. Издавна в деревне Браташино и Тереховское женщины шили и стегали ватные одеяла. Почти в каждом доме были специальные деревянные пяльцы и вручную иголкой делали различные узоры. Более распространенное ремесло - ткание дорожек. Из ткани на ткацком станке, который передавался по наследству, ткали разноцветные тигровые дорожки.

Исследовательская работа ученика 8 класса Пестрецовской основной общеобразовательной школы Ярославского района Ярославской области Михайлова Алексея. 
Научный руководитель Капранова Лариса Валентиновна, руководитель школьного музея. 2003 год
 
 

© Все права на материалы, опубликованные на сайте demetra.yar.ru, принадлежат ГАУК Ярославской области «Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова» и охраняются в соответствии с законодательством РФ.
Использование материалов, опубликованных на сайте demetra.yar.ru допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал demetra.yar.ru, до или после цитируемого блока.