«...Ярославской губернии Мологского уезда при церкви села Веретеи в метрике при № 13-м записано: «У крестьянина деревни Сысоево — Тита Андреева (1806-го) тысяча восемьсот шестого года февраля месяца 28 числа родилась дочь Евдокия, крещена четвертого марта; восприемницею у ней была того же Веретейского прихода деревни Острог вдова Олимпиада Андреева». О детстве великой христианской подвижницы ничего не известно. Ее следы обнаруживаются только в 1826 году, когда она приходит на поселение в Георгиевскую богадельню в селе Абабкове Нижегородской губернии, которую основала в 1818 году ее дальняя родственница из Мологи Лукия Евдокимовна Масленникова (матушка Лампадия). Евдокия хотела остаться в монастыре под началом Лампадии, но та скоропостижно скончалась за три года до ее прибытия (1823). Несмотря на известие о ее смерти, странница осталась в богадельне и стала трудиться наравне с другими сестрами. Зимой они вязали, ткали, шили одежду для своих нужд, летом занимались огородничеством. Прошло несколько лет, сестры полюбили Евдокию, но ей хотелось пожить более строгой иноческой жизнью в монастыре, где уже сложились монашеские традиции и были опытные духовные наставники. В 1831 году она поступила в Николаевский женский монастырь в городе Арзамасе. С разрешения игуменьи Николаевского монастыря послушница Евдокия отправилась в Саровский монастырь взять благословение на иноческую жизнь у преподобного Серафима Саровского. «...Мир тебе, раба Божия, — сказал ей старец, — молись больше Богу, и у тебя будут детки, и много будет детей, ты должна быть Саррой!». Евдокия подумала, что старец предсказывает ей мирскую семейную жизнь. Но преподобный утешил ее, и она ушла успокоенная, хотя ничего не поняла в словах его. Смысл слов батюшки Серафима стал ей понятен спустя много лет, когда в 1846 году матушка Ксения, перенявшая бразды правления богадельней от матушки Лампадии, отказалась от управления Абабковской богадельней и все сестры, которые помнили и любили Евдокию, стали просить назначить ее к ним. (Евдокия тогда уже была в рясофорном постриге и носила имя Палладия). Оформив все юридические бумаги, подтверждающие, что она не беглая, не судимая, получив отпускные документы, матушка Палладия спокойно стала трудиться в Георгиевской богадельне. Свое возвращение в Георгиевскую богадельню она приняла, как волю Божию, и в делах управления общиной старалась подражать ее первоначальнице — матушке Лампадии. С любовью и ласкою относилась она к сестрам, число которых с ее приходом сразу возросло до тридцати. Но радость омрачалась тем, что постепенно и неумолимо разрушался Георгиевский храм, на восстановление которого у сестер не было средств. Недалеко от села Абабкова были земельные владения богатого муромского купца Николая Алексеевича Акифьева, который уже давно проживал в Нижнем Новгороде. В это время Николай Алексеевич был нездоров. Прикованный к постели, он находился в тревожном расположении духа, и, чтобы окрепнуть духовно, читал жития святых. Перечитал он и житие святого Победоносца Георгия и размышлял о том, что в нынешнее время, когда все храмы благоустроены, невозможно стать благодетелем бедного храма. Вместе с женой Анной Васильевной он обсуждал вопрос, где можно найти бедный храм, чтобы ему помочь. Во время этой беседы с женой в дом их постучалась матушка Палладия, приехавшая в Нижний Новгород в поисках благодетеля. Узнав о том, кто она и откуда прибыла, услышав о бедственном положении сестер в богадельне, об их нужде в храме, Николай Алексеевич и его жена согласились помочь. С его помощью был обновлен древний храм, кровля и глава его были покрыты железом, стены храма внутри оштукатурены и окрашены. Колокольня, которая первоначально находилась над папертью и была полуразрушена, отстроена заново и поставлена рядом с церковью. На звонницу были подняты шесть колоколов, вместо четырех, бывших прежде. Сестры могли снова молиться в храме не выходя за пределы богадельни, им же были построены и новые кельи для проживания сестер. Все строения богадельни были обнесены новой деревянной оградой. Количество монахинь увеличивалось, и игуменья обивала пороги и писала прошения об учреждении общины. Решением Святейшего Синода богадельня была переименована в общину и утверждена 19 декабря 1848 года. Указ Его Императорского Величества из Святейшего Правительствующего Синода преосвященному Иакову, епископу Нижегородскому и Арзамасскому об утверждении общины пришел в Нижний Новгород 22 января 1849 года. А 22 марта 1849 года в Абабковскую Николаевскую общину пришел указ из Нижегородской Духовной консистории об утверждении Евдокии Титовой начальницей общины и об определении ее в число сестер оной. Среди 40 сестер, что жили в богадельне в 1848 году, семеро проживали в богадельне с 1825 года, то есть, фактически, они являлись первоосновательницами богадельни, а четыре сестры пришли в обитель из Мологского уезда Ярославской губернии, с родины матушки Лампадии, основательницы богадельни. Обитель продолжала разрастаться, и матушка игуменья, не зная сна и отдыха, трудилась над благоустройством монастыря. Игуменский корпус был выстроен в 1859 году, на средства благотворителей. На 1861 год в монастыре были построены две церкви, каменная церковь в монастыре одна, во имя Покрова Пресвятой Богородицы, одна церковь деревянная в честь святого Великомученика Георгия. В монастыре имелись все необходимые для жизни хозяйственные постройки и инструменты, дававшие возможность обрабатывать землю, убирать урожай, хранить его. Были конный и скотный дворы, хлебопекарня, просфорная, квасная. В 1865 году был заложен новый летний каменный пятиглавый трехпрестольный соборный храм во имя Святой Троицы, строительство которого затянулось на долгие двадцать лет из-за сильного пожара в 1866 году, и было завершено только в 1886 году. В 1886 году в монастыре проживало около 100 сестер, которые занимались сельским хозяйством, разнообразными ремеслами и церковными рукоделиями. Матушка Евпраксия не дожила до полного освящения всех приделов Троицкого собора. В начале 1885 года она почувствовала упадок сил и перестала выходить из кельи. Она знала, что земной путь ее подходит к концу, и часто собирала возле себя сестер для последних бесед и указаний. Первая игуменья и основательница Абабковского Николаевского женского монастыря Евпраксия умерла 16 января 1885 года, чуть-чуть не дожив до своего семидесятидевятилетия.

www.nngasu.ru

Литература:

Зайцев А. А. Абабковский Свято-Никольский Георгиевский женский монастырь.

 
 

© Все права на материалы, опубликованные на сайте demetra.yar.ru, принадлежат ГАУК Ярославской области «Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова» и охраняются в соответствии с законодательством РФ.
Использование материалов, опубликованных на сайте demetra.yar.ru допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал demetra.yar.ru, до или после цитируемого блока.