Вести рассказ о талантливом человеке и его произведениях, имеющих к тому  же всемирное признание, - занятие небезопасное в том  смысле, что присутствует искушение перейти на многословные восхваления таланта и его творений... Мол,  взрастила родная земля  одаренного художника, значит и мы, его земляки, не  лыком шиты...

Попытаемся успешно  пройти через подобные  рифы и вспомним о встрече  с режиссером-аниматором  Александром Петровым,  уроженцем Пречистого, которую приурочили к Дню поселка.

На один из вопросов этой  встречи: "Каким был ваш  путь в творчество?" сам художник ответил кратко в нескольких словах, видимо,  считая, что рассказывать о  себе - занятие нескромное.

Поэтому начать наш рассказ мы решили с воспоминаний матери Александра  Петрова, Лии Александровны, о росте и становлении  своего сына как человека и  как художника.

- Родился Саша в поселке Пречистое, на улице Кооперативной 17 июля 1957  года. В то время эту улицу  только стали застраивать, и  наш дом был первым. Я работала директором раймага,  а отец, Константин Дмитриевич, в райвоенкомате. В апреле 60-х годов мы с мужем  уехали в Ярославль, а маленького Сашу отдали на  воспитание бабушке Анне  Петровне и дедушке Дмитрию Михайловичу в деревню  Гуреево. Некоторое время  Саша был у них, а с 4 лет  стал жителем Ярославля.

Мать вспоминает, что  уже с детских лет проявились его способности к рисованию. Рисунки Саши в детском саду отмечались как  лучшие. В школе к мальчику  прилипла кличка "Художник". Как и все пацаны, любил рисовать войну. "Особенно хорошо, - рассказывает Лия  Александровна, - получались солдаты, кони, танки, винтовки. А учителя, как водится. постоянно делали замечания, что все тетради изрисованы".

Посещал художественную школу. Участвовал в многочисленных выставках, имел много дипломов, почетных грамот. После окончания школы успешно сдал экзамены и был зачислен в Ярославское художественное училище на специальность "художник-оформитель".

А после окончания училища судьба распорядилась так, что даже и не думалось.

Преподаватели ВГИКа, познакомившись с работами Александра, пригласили его  поступать на отделение художника игровых фильмов.  Экзамены почти все сдал на "отлично", только сочинение на "хорошо". Но, проучившись год, студент Петров обнаруживает у себя желание и способности рисовать мультфильмы. Так и получилось, по словам сестры Ларисы, еще в детстве говорившей: "Будешь, Саша, мультики снимать" - переходит Александр на отделение мультипликации.

В 1981 году оканчивает институт и направляется в Свердловскую киностудию на должность художника-постановщика мультфильмов. Здесь он участвует в съемке фильмов "По щучьему велению", "Кот в колпаке", "Сказка про козявочку", "Ночь или железная старуха", "Сон смешного человека", "Добро пожаловать!" Последняя картина (может быть, вспомните про безобидного лося, на раскидистых ветвях которого расположилась целая пропасть бесцеремонных зверей и птиц) получила Государственную премию.

Следом за этим фильмом первая самостоятельная работа - мультфильм.

"Корова" (по рассказу А. Платонова), где Александр Петров был и сценаристом, и режиссером, и художником. За эту картину начинающему режиссеру вручал Госпремию Б. Н. Ельцин. Ее же Петров впервые выставил номинантом на премию американской киноакадемии "Оскар". Второй фильм, также претендовавший на "Оскара", делался уже в Ярославле.

Об этих двух картинах  Александр Петров рассказывает так:

- Первый фильм - история коровы, которая сошла  с ума от горя, когда хозяева  продали на мясо ее новорожденного теленка, показанная глазами маленького  ребенка. Замысел картины  сложился из моих детских  впечатлений. Все то, что окружало меня в детстве - полустанок, хуторок между деревнями Бабицыно и Гуреево, та тропинка моя любимая, по которой мы все время бегали раков ловить - все  это я пытался отразить.

Вопрос из зала задает  - Т. И. Козлова, в детстве жившая в Гурееве рядом с домом Петровых.

- В фильме упоминается кличка коровы - Малена.  Та ли это Маленка, которая  в детстве была у вашей бабушки Анны Петровны?

- Да, на самом деле в  фильме была использована  кличка той коровы, которая  у нас когда-то была. Спасибо за этот вопрос, за то, что  помните.

А другой фильм "Русалка" - это мистическая история о монахе-отшельнике и  его молодом послушнике,  который соблазнился на женские прелести озерной ведьмы. В этом фильме переплелись две противоположные темы - любовная страсть и  христианское покаяние. "Русалка" была закончена в 1996  году и тоже получила призы  на кинофестивалях во Франции и Японии.

Третий и наиболее удачный заход на «Оскара" был  осуществлен в команде с  продюсерами канадской компании "Паскаль Блейз Продакшн", которые нашли партнеров в Японии, сделавших  финансовые вложения в но- вый фильм.

Над съемками картины  "Старик и море" работали  всей семьей - сам Александр, жена Наташа и сын  Дима. Членом семьи на время стал и кинооператор Сергей. Трудились по 16 часов в  сутки.

- Наташа, - рассказывает мама Лия Александровна, - была у них начальник и кормилица, ведь в семье трое  мужчин.

Вернемся к той встрече 26 августа, в День поселка. После небольшого рассказа о своем творчестве Александр Петров предоставил возможность пречистенским  зрителям и гостям, собравшимся в зале РДК, посмотреть все три его фильма.

Впечатления? Безусловно, у каждого свои. Хочу лишь выразить мнение, что фильмы Петрова нужно не смотреть, а изучать, вглядываясь в каждое движение кисти мастера, вычленяя каждое движение души, вложенное художником в тот или иной эпизод. Надеюсь, что эти фильмы вызвали у зрителей в той или иной мере достаточно глубокие переживания.

А после фильмов задавали вопросы об удачном музыкальном оформлении фильмов, о сыне... Петров рассказал, что сыну Диме 21 год, что он художник и тоже хочет остаться в кино и также любит наши почти родные  для него места.

- Ведете ли работу с  детьми? - спрашивают из  зала.

- Нет. Я плохой, нетерпеливый педагог. Мой долг - делать свои фильмы, и поэтому мне в первую очередь  важен результат. Правда,  когда ко мне обращаются  ребята из детской студии в  Ярославле, я помогаю советом, консультирую...

- Вы не остались за границей. Почему? Что вам дает  присутствие здесь, на родной земле?

- Трудно объяснить. Я  люблю деревню и именно такую, маленькую деревню. До семнадцати лет я постоянно  бывал здесь, писал. Может  быть, мои шаги в творчестве  - это уроки той жизни, той  красоты, которую я встречал.

Я люблю маленькие, тихие, уютные места, маленькую речку Учу, где можно провести целый день с удочкой и позабыть обо всем мире.

Я стараюсь каждый год ездить на родину. Эти уголочки природы, тропки, поляны  в лесу, которые я знаю, наверное, и являются источником вдохновения и сил.

В конце встречи возник вопрос о планах.

- Самое главное сейчас, - ответил художник, - отдышаться от последней работы. Она отняла много времени и сил. Но я готовлю новый проект и не один. Мне хотелось бы сделать картины по русской литературе, которую я считаю для себя очень важной.

Призыв. – 2000, 7 октября                                        Д. Алфеев

 
 

© Все права на материалы, опубликованные на сайте demetra.yar.ru, принадлежат ГАУК Ярославской области «Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова» и охраняются в соответствии с законодательством РФ.
Использование материалов, опубликованных на сайте demetra.yar.ru допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал demetra.yar.ru, до или после цитируемого блока.