Поселок Михайловский Ярославского района Ярославской области  (до 1929 года село Михайловское), входил в состав Норской волости Ярославской губернии. История его небогата, насчитывает лишь два с небольшим века. Но, как известно  из истории Ярославского края, еще в VI-VII вв. до нашей эры места эти на правом берегу Волги в устье реки Пекши облюбовали представители финно-угорских племен. Это Попадьинское селище, получившее свое название от деревни Попадьино, расположенной рядом.

Река Пекша, до строительства Рыбинского водохранилища, была достаточно глубока, сейчас это небольшая извилистая речушка. На вершине пологого холма, у подножья которого протекает речка, фасадом на юг, стоит двухэтажное здание из красного кирпича. Строгие формы, изящная белая отделка, множество окон, невольно привлекают внимание. В народе этот дом почему-то называют «белым». До революции он принадлежал представителю старинного дворянского рода Юрию Васильевичу Горяинову.

На земле бывшей Норской волости находились имения многих именитых людей Ярославля и России  -  Вахрамеевых и Пастуховых, Тормасовых и Майковых, но ни в одной усадьбе не было подобного строения. Поэтому цель данного исследования - восстановить историю «белого дома» и усадьбы в целом. Задача - показать жизненный уклад, личность и судьбу ее владельцев.

Работа почти полностью построена на рассказах старожилов Михайловского, в том числе и моей бабушки - Русиновой Маргариты Александровны. Неоценимую помощь оказали материалы по истории Михайловского, собранные заведующей Михайловской библиотекой, Насолодиной Альбиной Николаевной, воспоминания Екатерины Петровых и Георгия Курочкина (пр.2,2) опубликованные в книге «Моя Родина - Норский посад» (пр. 1,2). Документы Государственного архива Ярославской области и семейный архив внучатой племянницы Курочкина Федотовой Г.П. также внесли свою долю.

Мы провели исследование территории усадьбы, описали ее современное состояние, составили план «белого дома», каким он был до революции. История еще одной русской усадьбы перед вами.

История «белого дома».

Землями по оба берега реки Пекши, до 1868 года, владел отставной поручик Толбухин Петр Васильевич (пр. 1.8). Приезжал он в имение лишь летом с гостями на охоту. Приземистый деревянный дом Толбухина стоял недалеко от Михайловского леса, делившего территории Морского и Михайловского. Здесь водились лисы, медведи и кабаны.

Верой и правдой служил своему господину управляющий, норский мещанин Иван Николаевич Огнев (пр.1.У) В 60-е годы XIX столетия одряхлевший помещик не мог уже приезжать на охоту и подарил свои земли верному слуге. Почти двадцать лет пользовался дарами барина Иван Огнев, и лишь в 1885 г. продал Михайловские земли дворянину Александру Николаевичу Горяинову. Землями в Норской волости на территории современного Брагино владел и его брат Василий.

Фамилия Горяиновых довольно известна в Ярославле, они принадлежали к одному из богатейших дворянских родов Ярославля. Отцу Александра Николаевича принадлежал дом на Республиканской улице, переданный Епархиальному училищу. Ныне здесь педагогический университет. Брат - статский советник Василий Николаевич Горяинов известен как основатель сиротского дома. Приюту для мальчиков - сирот 7 ноября 1891 года было присвоено имя отца братьев - Николая Александровича. Здание на бывшей Дворянской улице не сохранилось. В том же году почетный гражданин города Василий Горяинов навсегда покинул Россию. По словам современников (пр. 1.2) он постоянно жил в Париже, где проматывал свое состояние.

Горяиновская усадьба занимала всю площадь современного Михайловского. Старый барский дом в Михайловском ветшал, и в самом начале XX века был заложен первый камень фундамента нового. В 1901 году в семье Горяиновых произошло радостное событие -женился племянник Александра Николаевича Юрий. Мальчика, как своего сына, воспитывал дядя, он же преподнес ему на свадьбу в качестве подарка михайловские земли.

Помимо этого молодые имели два дома на Волжской Набережной Ярославля и дом в Москве. Поначалу Горяиновы жили в Михайловском только летом, затем переселились окончательно. Из воспоминаний Екатерины Петровых (пр. 1.2), сестры русской поэтессы Марии Петровых (пр.2.4): "По два раза в год (зимой и летом) обязательно ездили в гости к Горяиновым. В Михайловском у них стоял большой кирпичный недостроенный дом, страшно зияя, как нам с Марусей казалось, своими пустыми темными окнами-глазницами. Сами хозяева, бездетная пара, жили в небольшом одноэтажном доме. У Горяиновых чувствовались остатки помещичьего быта. Во дворе, в удалении от дома, была вырыта глубокая яма, в которой жили пойманные хозяином на охоте лисицы. Они прыгали, потявкивали, пытаясь вырваться на свободу, но стены ямы были чересчур высоки и отвесны. Запах кругом стоял ужасающий. Мы с Марусей скорей убегали от этого усадебного аттракциона".

Юрий Васильевич, по воспоминаниям старожилов, характер имел добрый, слыл справедливым. Жена, Варвара Геннадьевна, была под стать своему мужу - привлекательная внешне и мягкая по отношению к крестьянам. До сих пор об этой семье вспоминают с любовью и уважением. Оба образованные, интеллигентные. Горяинов окончил Демидовский юридический лицей, его супруга - Смольный институт с шифром. Шифр - металлический вензель царствующей императрицы, носился на левом плече, прикрепленный к башу из белой ленты. Вручался на выпуске лучшей институтке.

Горяинов был поклонником театрального искусства, сам устраивал спектакли. Имел немалое состояние и слыл одним из меценатов Волковского театра. К сожалению, никаких сведений об этом роде его деятельности в театральном музее мы не нашли. На этой почве он близко сошелся с нашим земляком, страстным театралом Георгием Ивановичем Курочкиным. Курочкин руководил в Норском народным театром, и друзья часто навещали друг друга. В альбоме Георгия Ивановича, любезно предоставленном нам его внучатой племянницей Галиной Павловной Федотовой, мы увидели несколько фотографий Курочкина и Горяиновых в Михайловском (пр. 1,1 ).

Вскоре в жизни семьи произошли изменения. Юрий Васильевич был избран уездным предводителем дворянства, и супруги удочерили маленькую девочку Машу. Строительство нового дома пошло полным ходом. Во время стройки позади будущего дома были вырыты котлованы, из которых добывалась глина для изготовления кирпича. После завершения строительства стенки котлована выложили кирпичом и заполнили водой.

Планировку дома произвел сам хозяин. Издали здание производит впечатление простого и утонченного строения. Дом построен в стиле провинциального русского классицизма, украшен небольшими симметричными балконами и рельефами. В него ведут четыре входа - парадный с юга, летний в парк с севера и два «черных» для слуг.

Особняк получился не только удобным, но еще уютным и теплым. Стены выложены в три кирпича, под самым потолком были замаскированы котлы, в которые поступал теплый воздух из печей, топившихся дровами. Печи украшены нарядным изразцом. Это могли себе позволить лишь обеспеченные люди.

Сейчас мы пройдем к парадной двери и совершим путешествие в прошлое. Открыв прекрасные дубовые двери, очутились у подножия широкой деревянной лестницы, украшенной резными перилами. Она ведет на первый этаж. Под лестницей вход подвал. Поднявшись на лестницу, войдем в большую, уютную гостиную, совмещенную со столовой. Направо - большие хозяйские кабинеты, туалетные. Второй этаж - спальни господ, личный кабинет хозяина и огромная библиотека.

Внутреннее убранство соответствовало еще одному увлечению хозяина, которым являлась охота. Повсюду висели рога различных животных, чучела птиц и зверей, прихожую украшали огромные рога антилопы. В гостиной, столовой, кабинетах гости любовались картинами известных художников. Потолки украшали хрустальные люстры и лепные барельефы, огромные дубовые двери - ручки из цветного хрусталя. В комнатах стояла тяжелая дубовая мебель: шифоньеры, комоды, зеркала в рост человека, украшенные искусной резьбой. Два черных хода вели на кухню, в подвал, в комнаты прислуги.

Подвал тоже достопримечательность дома: огромный, высотой в два человеческих роста, площадью с небольшой спортзал. При Советской власти здесь была пекарня и столовая для сотрудников, затем переоборудованная в Красный уголок. Под Новый год для детей сотрудников ставили елку. Побывали на ней и мой отец с сестрой.

Парк - непременная принадлежность русской усадьбы. Горяиновский примыкал к дому и занимал пологие склоны холма. Часть парка, расположенная за зданием, была засажена акациями в форме «каре». Оставленная между домом и посадками площадка называлась «альпийской полянкой», в ее центре росло дерево неизвестной породы, а края украшали ряды пионов.

Фасад дома обвивал дикий виноград, тянущийся к балкончикам. В 50-е годы в этом здании работала сестра моего дедушки, Лидия Павловна Белозерова. На фотографиях, отснятых в то время, лианы видны прекрасно. Липовая аллея, посаженная напротив парадного подъезда, сохранилась до наших дней.

Центральная часть парка имела правильную прямоугольную форму. По внешнему краю она ограждалась мелиоративной канавой, глубиной от 1 до 1.5 метра, служившей для отвода излишней влаги. Парк был засажен в основном липами, частью - розовой жимолостью, но от канавы его отделял барьер из экзотических для наших мест растений, таких как кизил и барбарис. Рос там также боярышник, сохранился он и до наших дней. На его территории была сооружена искусственная горка. Сюда господа приходили с гостями на пикники. В дальнем конце находилась сторожка.

Пройдя чуть дальше, мы очутились бы в приусадебном хозяйстве. По воспоминаниям старожилов здесь располагались парник и оранжереи. В парниках выращивались овощи, в оранжереях - необычные растения, завезенные из-за границы, или выведенные тут же. Неподалеку пекарня и маслобойный завод. Из воспоминаний Е. Петровых: «Дома мы с интересом смотрели на куски сливочного масла, подававшегося за столом, на которых было вытиснено имя нашего знакомого» (пр. 1,2). Вслед за парниками и оранжереями шли птичник и фермы, в которых содержались коровы, козы, овцы. Через дорогу от ферм стояли сараи, дом для сезонных рабочих (старый барский дом). Фермы сохранились до нашего времени, дом был сломан в 80 -х годах.

По другую сторону липовой аллеи находились конюшни и огромный каретный двор. В каретном дворе стояли дрожки, кареты, сани, в конюшнях - ухоженные лошади разных пород. Поодаль от каретного двора расположился вместительный амбар. Он был разделен на сусеки и утеплен.

Хозяева заботились о своих работниках, повсюду, между хозяйственными постройками, лежали рельсы. На вагонетках перевозили все тяжелое. Всем этим хозяйством управлял немец Иоганн Фрауч, живший в отдалении за лесом, на спуске к Волге. Дом его сохранился до наших дней.

Зимой и осенью хозяева часто ездили в Ярославль, у Юрия Васильевича, как у предводителя дворянства, забот хватало. Лето же было полностью отдано Михайловскому: купание, катание на лошадях, собирание грибов, пикники. Варвара Геннадьевна с маленькой Машей очень любили купаться. Один из прудов был полностью оборудовали для этого занятия. По его краям были укреплены железные крюки, к которым крепилась сеть, лежащая на дне пруда. В случае несчастья сеть быстро была бы поднята вместе с тонущими.

Театральные постановки, музыкальные вечера, беседы, обсуждение нового происходящего в обществе, - так протекала жизнь дворянской семьи. «У Горяиновых, как и у нас. был граммофон, что тогда было новинкой. И я помню, как Юрий Васильевич и папа спорили о преимуществе граммофонных труб - у них была серебряная, а у нас из какого-то дерева ценной породы. Бывали разговоры о законе, отменившем крепостное право. Сущность спора я не помню, но кажется, реформа критиковалась». (Е.С. Петровых)

Но недолго усадьба принадлежала своим хозяевам. Грянула революция, началась национализация имущества. Горяинов отдал свои земли наркомовцам по первому же требованию, и уехал с семьей в Москву. Самые ценные вещи - мебель, картины, скульптуры, часть библиотеки, хозяева увезли с собой. Большая часть имущества была собрана в каретном дворе, позднее распродана на торгах. Часть вещей раскупили друзья Горяиновых, часть - его слуги, имеющие благодаря доброму барину свои сбережения.

В 1922 году в Михайловском был создан совхоз «Освобождение». Одними из первых, с четырьмя сыновьями и двухмесячной дочкой на руках, приехала в Михайловское семья Павла Русинова, моего прадедушки. Семью поселили в доме для сезонных рабочих, а мебель для обстановки выдали горяиновскую, строго под роспись. Моя тетя Наталья Александровна, в детстве часто бывавшая в гостях у бабушки, прекрасно помнит массивные кресла в белых чехлах, овальный дубовый стол, резной туалетный столик и громадное, до потолка, зеркало. Мебель, выданная совхозникам, стояла на учете в правлении, и каждый год проводилась инвентаризация, поломанное списывалось.

Что же произошло с помещичьим домом? Время и люди пощадили его. На втором этаже расположилась контора. В кабинете хозяина - кабинет директора Василия Васильевича Смирнова, далее - бухгалтерия и помещения других специалистов. На первом этаже - детский сад и ясли. Детей из ближних деревень и Михайловских бараков возила на лошади Жулина Акулина Ивановна. На санях специально был построен домик, чтобы детишкам не было холодно в дороге.

В большой летней зале организовали клуб. Здесь осталось от хозяев громадное зеркало, пианино, на стене - большая картина. Устраивали самодеятельные концерты, по воспоминаниям старожилов, с выступлениями приезжали артисты Волковского театра. В подвале обустроили совхозную пекарню, кухню и столовую.

Рабочие совхоза жили у пруда, в доме для сезонных рабочих, и в доме для прислуги. Это здание когда-то стояло рядом с моим домом. После строительства бараков, перед войной, в доме открыли начальную школу, которую окончили мой дедушка и его младший брат. Молоденькая учительница Грибанова Мария Ивановна, начавшая свою деятельность в этой школе, впоследствии стала классным руководителем моего отца. В доме управляющего Фрауча разместился фельдшерский пункт. Многое рассказала о его деятельности жительница Михайловского Зинаида Денисовна Богомолова. Она работала здесь фельдшером.

В 1937 году, в связи со строительством Рыбинской ГЭС, земли совхоза были переданы селекционной станции из Мологи. К дому слева была сделана деревянная пристройка для сушки травы. Протянутая через окно огромная труба вентилятора, изуродовала внутреннюю отделку. За парком не ухаживали, барбарис и кизил уничтожили. После войны исчезли и пионы. Напротив центрального входа в 1955 году была вырублена поляна, на ней установлен обелиск погибшим в войну жителям села. Есть здесь и три фамилии Русиновых - братьев моего дедушки.

В 1964-м году в "белый дом" пришли работать родители моего отца - Маргарита и Александр Русиновы. Почти 20 лет отдали они Государственной станции агрохимической службы "Ярославская", как стала именоваться селекционная станция. Двенадцать лет проработал здесь и мой отец.

В 1995 году станция переехала в другое здание. На первом этаже бывшего барского дома расположились отделение банка, почта, ДЭЗ, парикмахерская, на втором - администрация Некрасовского сельсовета и библиотека. В подвале дома, разделенном множеством перегородок - коммерческие магазины. Прежними остались лишь лестница и дубовая дверь.

Как же сложилась судьба хозяев усадьбы? Мы простились с Юрием Васильевичем и Варварой Геннадьевной, когда они уезжали в Москву. Юрий Васильевич всю жизнь проработал в московском театре им. Евгения Вахтангова (пр. 1,1), начав с должности заведующего реквизитом, впоследствии став его главным администратором. В курочкинском альбоме, рядом с фотографиями Горяиновых, мы нашли некролог, вырезанный из какой то газеты. Приводим его дословно: «Государственный театр им. Вахтангова с глубокой скорбью извещает о смерти главного администратора, активного и преданного строителя театра и одного из старейших членов коллектива театра Юрия Васильевича Горяинова, скончавшегося 26 февраля с.г. Похороны состоятся 28 февраля. Гражданская панихида в здании театра в 11 часов утра, вынос тела в 12 часов дня в крематорий. Кремация в 12 часов 30 минут дня. Погребение урны на кладбище бывшего Новодевичьего монастыря в 4 часа дня».Так закончился путь владельца "белого дома" в Михайловском, «доброго барина» Юрия Васильевича Горяинова. По рассказам, в Михайловское не раз приезжала его приемная дочь, Мария Юрьевна, навещала слуг. Ее дальнейшая судьба неизвестна.

А дом, дом он стоит, невольно останавливая взгляд строгой красотой своих форм, привлекая внимание кинематографистов: несколько лет назад здесь снимали многосерийный детективный сериал «Возвращение «Титаника». Мы благодарны тем, кто построил, и тем, кто сумел сохранить до наших дней наследие наших предков. «Белый дом» по-прежнему служит людям.

Заключение.

Основатель Общества изучения русской усадьбы (ОИРУ) Алексей Греч в своей рукописи «Венок усадьбам» (пр. 1,3) пишет: «В 1917 обозначилась обреченность русской усадьбы, и всего с ней связанного. Опустели дома, белые колонны рухнули... разорено все, а случайно уцелевшее доживает в своей обреченности».

Норская волость была одна из самых богатых усадьбами в Ярославском уезде. Иные еще сохранились, иные разрушены, частью давно, частью недавно. В имении Красный Холм остался лишь один из прекрасных флигелей Пастухова, построенный по проекту ярославского архитектора Н.И. Поздеева, недавно из-за ребячьей шалости сгорел второй. В 80-х годах разрушены последние постройки Павловского Вахрамеевых.

Ярославская дворянская усадьба к настоящему времени мало изучена и мы думаем, что возрождение из небытия истории одной из них будет интересна всем занимающимся историей и бытом имений. Хорошо сохранившийся «белый дом», прекрасный образец усадебного строительства начала XX века, должен представлять интерес для краеведов.

Так и не открыта тайна, почему горяиновский дом звали и до сих пор зовут «белым». По-видимому, необычное для этих мест здание, единственное каменное из всех близлежащих усадеб поражало, удивляло, радовало глаз белой отделкой.

Нам повезло, что в Михайловском остались люди, в чьих семьях бережно хранятся рассказы предков о добром барине Юрии Васильевиче Горяинове (или Гарявине, как до сих пор называют его в поселке (пр. 1,12), и его доме. Мы смогли восстановить быт горяиновской усадьбы, показать личность и проследить судьбу ее обитателей.

В узорах черных облетевших лип - синее осеннее небо. И по-прежнему гордо смотрит на подъезжающих к Михайловскому дом предводителя уездного дворянства. Временами кажется, ничто здесь не изменилось, точно не было 1917 года, и вновь поскачет по холмам и лесам нарядная охота, а вечером в зале состоится музыкальный вечер или новый спектакль.


Библиографический список литературы.

Литература:
1. Козлов П.И. Маров В.Ф. Ярославль. Путеводитель - справочник. - Ярославль: Верхнее-Волжское кн. издательство, 1988.— 240 с.
2. Моя Родина - Норский Посад: (сборник). Редакт. и подготовка текстов А.М. Рутман,Л.Е. Новожилова. Коммент. Г.В. Красильникова, А.М. Рутман.. - Ярославль: Александр Рутман, 2005. - 424 с. - (серия «Граждане Ярославля»)
3. Памятники Отечества. Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории икультуры. «Венок усадьбам» - 1994. - Вып. № 32.-192 с.
4. Русская усадьба. Сборник общества изучения русской усадьбы. Вып. 1./I7/. - Москва -Рыбинск: «Рыбинское подворье», 1994.- 232 с.
5. Устав убежища для мальчиков им. Н.А.Горяинова в Ярославле. - Ярославль, 1896. - С. 3-4.
Статьи:
6. Козлов П. «Красный Холм»//- Сев. рабочий .-1983. -20 июля
7. Недорезов Б. Дворянин-меценат//- Городские новости. - № 4.- 2006. - I февраля.
Документы и источники: 
8. Владения гвардии поручика Петра Васильевича Толбухина. 6.10.1843 г. - ГАЯО, ф.455, он. I ..т.2, Д.3557.
9. Выборки из крепостных книг о переходе земли по селу Михайловскому. - ГАЯО, ф.642, оп.1.Т.8, Д.18361
10. Описание дач частного владения Норской волости Ярославского уезда 1901 г. - ГАЯО, ф.642, Т.1,оп.5. Д.139. с.125.
11. Семейный архив Г.П. Федотовой - внучатой племянницы Г.И. Курочкина.
12. Записи воспоминаний старожилов п. Михайловский - Русиновой М.А., Грибановой М.Д., Михайловой Л.Н., Богомолова З.Д., Огневой Е.И.


Именной указатель

1. Вахтангов Евгений Багратионович (1883 - 1922), выдающийся русский режиссер, актер и театральный деятель. В 1918 году им был организован народный художественный театр (просуществовал один сезон). Руководил художественной студией, которая переросла в 1920- м в 3-ю студию МХТ. В 1926 году, после смерти режиссера студия переименована в Государственный театр им. Евгения Вахтангова. По нашему мнению Горяинов и Вахтангов были знакомы давно.

2. Курочкин Георгий Иванович (1875 - 1958), врач Ярославской санитарной службы, краевед, этнограф, театрал. Основатель Ярославской санэпидемстанции, автор многочисленных работ о Порском и Ярославле, друг Марии Ермоловой. Родился в Норском посаде, в купеческой семье.

З. Пастухов Николай Петрович (1820 - 1915), потомственный почетный гражданин Ярославля 1-й гильдии купец. Владелец металлургических заводов и наследственной торговли железом, из его материала изготавливали изделия в Норской слободе. Почетный мировой судья по Ярославскому уезду, с 1871 - гласный Ярославской городской думы. Создатель нижнего механико-технического училища и при нем ремесленной школы в Ярославле (с 1934 - химико-механический техникум). Владелец соседнего с Михайловским имения «Красный Холм», принадлежащего ранее тому же Толбухину.

4. Петровых Мария Сергеевна (1908 - 1979), русская поэтесса и талантливая переводчица. Родилась в Порском посаде, в семье инженера Норской мануфактурной фабрики и дочери священника Троицкой церкви. С 1922 года жила в Москве. Подруга Анны Ахматовой. Петровых посвящали стихи Мандельштам и Пастернак. Похоронена на Введенском кладбище в Москве.

Исследовательская работа ученика 9 класса Михайловской СОШ Ярославского района Ярославской области Русинова Александра Алексеевича. Научные руководители: заведующая музеем COШ № 17 г. Ярославля Русинова Наталья Александровна, заведующая Михайловской сельской библиотекой Насолодина Альбина Николаевна. 2006 год. 
 
 

© Все права на материалы, опубликованные на сайте demetra.yar.ru, принадлежат ГАУК Ярославской области «Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова» и охраняются в соответствии с законодательством РФ.
Использование материалов, опубликованных на сайте demetra.yar.ru допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал demetra.yar.ru, до или после цитируемого блока.