В начале XIX века Ярославль превратился в крупный губернский город, один из красивейших провинциальных центров России. Он являлся одним из лучших образцов русского градостроительного искусства. Крупнейшие районы Ярославля были застроены двух-трехэтажными домами в стиле классицизма. Большинство каменных домов было создано по типовым проектам, часто соответствующим образом переработанным. Кроме казенных зданий в Ярославле есть много превосходных больших каменных домов частных лиц. Именно эти дома и усадьбы привлекают к себе наибольшее внимание и восхищение не только своим внешним обликом, но и историей происхождения. До сих пор сохранились эти дома, хотя многие из них были разрушены. Многие из тех, что еще остались, постепенно разрушаются, но некоторые были отреставрированы и являются музеями.

В поселке Михайловское Ярославского района тоже есть памятник архитектуры - бывшая усадьба помещика Гарявина. Помещик Гарявин не имел такого высокого положения в обществе, как Шереметьев, Пастухов, Лопатин, но и эта усадьба имеет большое значение для жителей нашего поселка, так как она является одним из источников исторических данных о нашем поселке. Так, например, он был назван в честь этой усадьбы, название которой в свою очередь берет начало в приходе Михаила Архангела, содержавшегося на деньги богатых помещиков нашей округи, в том числе и на деньги Юрия Васильевича Гарявина. Незадолго до 1901 года был заложен первый камень фундамент барского дома. Дом этот начал возводиться именно здесь не зря. Живописные места в сочетании с достаточно плодородными для губернии землями были притягательны для помещиков. Поэтому здесь были возведены такие знаменитые усадьбы, как усадьбы помещиков Харитонова и Пастухова.

Главная часть каждой усадьбы - господский дом. Здесь он расположен на невысоком холме. У подножия этого холма протекает в настоящее время небольшая речушка Пекша, но, по некоторым данным, до строительства Рыбинского водохранилища это был не ручей, как сейчас, а достаточно глубокий приток Волги. В парке усадьбы имелось несколько прудов, искусственно созданных. Во время постройки барского дома были вырыты котлованы, из которых добывалась глина для изготовления кирпича. После завершения строительства барского дома эти котлованы были выложены кирпичом и заполнены водой. Эти пруды являлись одним из развлечений барской семьи.

Семья помещика Гарявина была небольшая. Главой семьи и владельцем усадьбы являлся Юрий Васильевич Гарявин. По данным очевидцев, барину было около 30 лет. Он был богат и работал актером в знаменитом ярославском театре им. Волкова. Юрий Васильевич был добрым и справедливым человеком. Гарявин в отличие от других помещиков считал крестьян людьми, поэтому и сейчас старожилы нашего поселка вспоминают о нем с любовью и уважением. Его жена Варвара Геннадьевна (девичья фамилия неизвестна) была молодой, привлекательной женщиной. Под стать своему мужу, она была доброй и мягкой в отношениях с крестьянами. Вероятно эта молодая пара не могла иметь своих детей, поэтому она удочерила девочку Машу. После 1917 года Мария Юрьевна - бывшая Маша - приезжала в поселок и разговаривала со слугами, которые остались жить в поселке.

Усадьба "Михаиловское" в 1901 году была подарена Юрию Васильевичу Гарявину его дядей, возможно, как свадебный подарок. Подарен был только один фундамент барского дома и все земли, входящие в приусадебное хозяйство. Планировку дома барин провел сам. Усадьба стала летней резиденцией семьи Гарявиных. Помимо нее они имели два дома на набережной в Ярославле и дом в Москве. Так как они жили здесь только летом, то постройка усадьбы продолжалась еще несколько зим. И только к 1913 году постройка была завершена, и усадьба приняла свой настоящий вид.

Усадьба состояла к этому времени из всех элементов, необходимых для приличной летней дачи. Центром всего являлся господский дом, сохранившийся и до наших времен. Окружал дом парк, состоящий из разных экзотических растений. Были в усадьбе и мельница, и фермы, и парники, и оранжерея.

Рассмотрим каждый из элементов усадьбы подробнее.

Барский дом. Он состоит из одного флигеля, построенного в стиле провинциального русского классицизма. Этот большой двухэтажный дом был полностью выкрашен в чистый белый цвет, за что и получил прозвище "белый дом". Внешнее убранство дома несложно, но красиво. Небольшие балкончики, рельефы - все в строгой симметрии. Издали дом производил впечатление чего-то простого и утонченного, что свидетельствует о хорошем вкусе хозяина, ведь как мы уже и писали, он сам произвел планировку дома.

Особняк был не только красив, но и удобен, уютен, тепл. Как и во многих других домах того времени стены барского дома были выложены в три - кирпича. Под самым потолком были замаскированы котлы, в которые поступал горячий воздух из печей, топившихся дровами, имевшимися здесь в большом количестве, ведь вокруг усадьбы был лес. Этим достигалась нормальная температура в помещении. Планировка дома также проста, как и внешнее убранство. В дом ведут три входа: парадный и два черных. Войдя в парадный подъезд, мы очутимся у подножия широкой деревянной лестницы, украшенной резными перилами. Лестница ведет нас на первый этаж. Прямо напротив лестницы располагалась большая уютная гостиная, совмещенная со столовой. Направо от лестницы были обширные барские кабинеты. Поднявшись по лестнице, мы попадем на второй этаж, где были расположены господские спальни, личный кабинет Юрия Васильевича Гарявина и огромная библиотека.

Внутреннее убранство дома соответствовало увлечению хозяина, которым являлась охота. Повсюду в доме висели рога разных животных, чучела птиц и зверей. Например, прихожую украшал огромный рог антилопы. На стенах гостиной, столовой, барских кабинетов висели картины известных художников. Потолки были украшены лепными барельефами и хрустальными люстрами. Огромные дубовые двери украшали ручки из цветного хрусталя. Кругом стояла тяжелая дубовая мебель: шифоньеры, комоды, зеркала в рост человека, украшенные резьбой. Печи были украшены блестящим изразцом. Усадьба помещика Гарявина представляла собой охотничий домик, который был сделан наподобие его домов в Ярославле. В доме Гарявиных были, конечно, и служебные помещения. Два черных хода вели на кухню, в кладовые и в комнаты для прислуги.

Вокруг дома располагался большой красивый парк. Он примыкал к господскому дому и занимал пологие склоны холма, на котором находился дом. Часть парка, которая располагалась за домом, была засажена акациями в форме "каре". Между домом и акациями оставалось незасаженное место, которое называлось "Альпийской поляной". В центре поляны росло дерево неизвестного вида. Помимо акаций края поляны украшали ряды пионов. Фасад дома был обвит диким виноградом, росшем в небольшом скверике перед домом.

Напротив парадного подъезда была посажена липовая аллея, которая сохранилась до нашего времени. Центральная часть парка в целом имела правильную прямоугольную форму. По внешнему краю она ограждалась мелиоративной канавой, глубиной от одного до полутора метров. Эта канава служила для отвода излишней влаги. В основном парк был засажен липами, но от канавы его отделял барьер из экзотических для наших мест кизила и барбариса. Рос там также и боярышник. Он сохранился и до сих пор. В парке была искусственно создана "горка". Она предназначалась для отдыха господ. Сюда они приходили на пикники. Большие участки парка были засажены розовой жимолостью. В дальнем конце парка находилась небольшая сторожка.

Пройдя чуть дальше по липовой аллее мы очутились бы в приусадебном хозяйстве. Там располагались парники и оранжерея. В парниках выращивались овощи и все то, что теперь мы выращиваем на своих приусадебных участках. В оранжерее разводились необычные растения, завезенные сюда из-за границы или выведенные прямо здесь.

Тут же была и пекарня. С другой стороны липовой аллеи находился огромный каретный двор. Чего тут только не было: дрожки, кареты, сани - все средства передвижения, какие только были изобретены в то время. Здесь же располагалась конюшня. В ней содержались кони разных пород. Немного поодаль каретного двора был выстроен вместительный амбар. Он был разделен на засеки, утеплен и качество не оставляло желать лучшего. После парников и оранжерей находились фермы. Там содержались разные домашние животные. Там же был и птичник.

Труд крестьян и рабочих на ферме был очень облегчен разными известными в то время приспособлениями. Повсюду были проложены рельсы, по которым все тяжелое перевозилось на вагонетках. Был построен подземный отстойник.

Невдалеке от фермы находился пруд, всячески приспособленный для купания барышни Варвары Геннадьевны и маленькой Машеньки. К примеру, на краях пруда были установлены железные завитые крюки, к которым крепилась сеть, лежащая на дне пруда. Если барыня или барышня начинали бы тонуть, то слуги бы быстро стали бы тянуть сеть, а вместе с ней и тонущую. Через дорогу от фермы были сараи, сохранившиеся и до нашего времени, дом для сменных рабочих. Пруд, где они купались и катались на лодках, и мельница.

Всем этим хозяйством управлял немец Фрауч, живший в отдалении от всей усадьбы, за лесом. Его дом сохранился и стоит до сих пор.

Итак, эта усадьба была полностью приспособлена для ведения в ней хозяйства, причем не маленького, все было построено качественно, на многие годы. Но усадьба недолго принадлежала своему хозяину - помещику Гарявину. Спустя несколько лет после ее постройки, в 1917 году, в стране произошел большой государственный переворот, который вошел в историю, как Октябрьская Социалистическая революция. Этот переворот оказал огромное влияние на судьбу многих памятников архитектуры: церквей, помещичьих усадеб. Пагубное влияние революции не обошло и усадьбу «Михайловское».

Перейдя в руки Советской власти, причем «без боя», по собственной воле Гарявина, она не была разрушена, но и не была сохранена в своем истинном виде. Немного позднее 1917 года Юрий Васильевич Гарявин отдал свою усадьбу наркомовцам по первому же их требованию. Большая часть имущества барина была собрана в каретном дворе и позднее распродана на торгах. Часть вещей раскупили слуги ( благодаря барину они имели небольшие сбережения ), а часть другие помещики. Много вещей было увезено в Москву, в том числе и произведения искусства: картины, скульптуры и многое другое. Так как помещик Гарявин не сопротивлялся Советской власти, он не был сослан в Сибирь, как другие помещики, а уехал, по данным газет, в Москву, где стал директором одного из московских театров.

Когда в 1937 году началось выселение с Молого-Шекснинской низменности, сюда в Михайловское переехала селекционная станция совхоза "Освобождения". Она разместилась в господском доме. Все внутри дома и снаружи было переоборудовано в соответствии с потребностями переехавшего сюда научного предприятия. Была сделана деревянная пристройка, выкрашенная в белый цвет, чтобы не нарушать ансамбль. Через окна дома были протянуты огромные, уродующие дом вентиляционные трубы. Вся внутренняя отделка дома была испорчена. Там, где когда-то были картины, барельефы, изразцы, теперь стали стоять колбы, манзурки, пробирки, тара с удобрениями.

Парк был запущен. Стройные ряды лип были нарушены самосевом клена, липы, березы и других растений. Акации, боярышник сохранились и до наших дней, но такие экзотические для нашей области растения как барбарис, кизил были полностью уничтожены. Пионы росли здесь бессистемно до самой войны, после войны они исчезли совсем. Все служебные помещения были переданы под жилье людям, переехавшим из Мологи и прилежащих к ней деревень. Здание, в которых находились фермы, после 1937 года стали подсобными помещениями селекционной станции. Там, где располагались сараи, теперь находятся сушилки.

Не сохранились до нашего времени прекрасные пруды: один из них полностью высох, другой превратился в болото. Из всех построек усадьбы "Михайловское" сохранились только господский дом, фермы, сараи и дом управляющего поместьем немца Фрауча.

В 1995 году селекционная станция переехала в другое здание, и дом принял свой теперешний вид. Сейчас там располагаются предприятия коммунальных услуг и сервиса: почта, отделение банка, аптека, парикмахерская, библиотека. Сейчас дом выкрашен в темно-красный цвет, каменные наличники - в белый. Барские балкончики обрушились, а на их месте сделаны новые, но не такие красивые, как раньше. В подвале дома, где раньше жили горничные и была кухня, сейчас расположился коммерческий магазин. Внутренняя отделка дома сильно изменилась, прежними остались лишь лестница и дубовая дверь.

Усадьба "Михайловское", как и многие другие памятники архитектуры, не сохранила своего первоначального вида. Это доказывает, что человек не умеет или не хочет беречь свою историю, которая так важна в нашей жизни. А усадьбы, церкви, скульптуры и все остальные произведения искусства - это и есть наша история. Поэтому людям необходимо учиться любить и беречь свое прошлое, ведь все не вечно, не вечны и люди, которые сейчас еще могут рассказать нам о былом. И мы должны не разрушать, а возрождать все то, что имеет значение в истории, то, что может дать необходимую информацию нам и нашим потомкам о наших предках.


Словарь.

1. Рельеф, рельефы - выпуклое изображение на плоскости. // Ожегов СИ. Словарь русского языка. - М: Рус. яз., 1987. - с. 588. 
2. Барельеф - изображение на плоскости, в к-ром фигуры слегка выступают над поверхностью. // Ожегов СИ. Словарь русского языка. - М: Рус. яз., 1987. - с. 33. 
3. Изразец - плитка из обожженной глины для облицовки стен, печей, покрытая с лицевой, стороны глазурью. // Ожегов СИ. Словарь русского языка. - М: Рус. яз., 1987. с. 211. 
4. Каре - существовавшее до конца XIX века боевое построение пехоты четырехугольником для отражения атаки со всех сторон. // Ожегов СИ. Словарь русского языка. - М: Рус. яз., 1987. - с. 230


Список использованной литературы.

1. Колобовский Е.Ю. История ландшафтов и экология Яролавского Поволжья. - Ярославль,1993. 
2. Ярославль(путеводитель). - Верхне-Волжское изд-во, 1989. 
3. Стиль архитектурных построек. - Ярославль, 1982. 
4. Русская уадьба.Сборник Общества изучения русской усадьбы. Выпуск 1(17).- Москва - Рыбинск, 1994. 
5. Альманах/Памятники Отечества. Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. - М,1980-1996. 
6. Рапов М. Каменные сказы. Сокровища древнерусской архитектуры Ярославской области. - 2-е изд. - Ярославль, 1972. 
7. Смолицкая Г.П. Занимательная топонимика. Кн. для уч-ся старших классов.- М.: Просвещение,1990

Исследовательская работа учениц 9 "а" класса Михайловской средней школы Ярославского района Ярославской области: Поспеловой Татьяны, Смирновой Галины, Григорьевой Елены. Научный руководитель: Чернов И.Д., учитель истории Михайловской СОШ. 1997 г.
 
 

© Все права на материалы, опубликованные на сайте demetra.yar.ru, принадлежат ГАУК Ярославской области «Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова» и охраняются в соответствии с законодательством РФ.
Использование материалов, опубликованных на сайте demetra.yar.ru допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал demetra.yar.ru, до или после цитируемого блока.