События 23 августа в истории Ярославской области:

1821 год

Совершена закладка губернаторского дома на Волжской набережной в Ярославле. В настоящее время - Ярославский художественный музей

Вопрос о строительстве в Ярославле губернаторского дома возник в конце XVIII в. В начале XIX в. в связи с учреждением министерств и дальнейшим расширением государственного аппарата возникла необходимость в возведении административных зданий в провинции. Заказчиком строительства губернаторской усадьбы стал ярославский гражданский губернатор Александр Михайлович Безобразов, находившейся на этом посту в 1820-1826 гг.

Предполагалось губернаторский дом поставить на Ильинской площади лицом к Присутственным местам и церкви Ильи Пророка. Однако началось благоустройство Волжской набережной и застройка гражданскими зданиями будущей панорамы со стороны реки. Проект был пересмотрен, и дом стали возводить на набережной Волги. Автором проекта стал архитектор Пётр Яковлевич Паньков (1770–1843).

Началом строительства считается 11 августа 1821 г., когда произошла торжественная закладка главного здания. К концу осени 1821 г. постройка его вчерне была завершена и дом покрыт железом. Внутренняя отделка производилась в течение следующего года. 1823 г. ― окончание строительства.

В состав губернаторской усадьбы входили каменный трёхэтажный дом с двумя симметричными флигелями (сохранился один ― южный) и конюшенный корпус, расположенные вдоль Волжской набережной, пейзажный сад, а также отдельное хозяйственное здание во внутренней части двора, ледник и колодец. В конце 1820-х гг. в правом флигеле находились губернаторская канцелярия и жилые комнаты правителя канцелярии, в левом, соединённом с главным зданием деревянной галереей, ― кухня, сени, людская столовая, помещение для сторожей и прачечная. В конюшне, оборудованной 16 стойлами, размещались каретник и сарай. Со стороны города усадьба была обнесена каменной оградой с тремя парадными въездными воротами, украшенными лепными львами.

Губернаторский дом выполнен в стиле провинциального классицизма и увенчан трёхъярусным бельведером ― «для обозрения прелестных окрестностей». Выходящие на набережную фасады губернаторской резиденции строги и официальны. Парадный фасад отличался торжественным шестиколонным ионическим портиком с треугольным фронтоном. На уровне второго и третьего этажей портик дополнен балконами. Входа со стороны Волжской набережной не было. В просторный вестибюль с колоннами и парадной лестницей был вход из сада через дверь в правой торцевой части здания.

Под апартаменты самого губернатора отводился третий этаж, здесь располагались спальни, детские и гостевые покои. На втором этаже (бельэтаже) ― анфилада гостиных и кабинетов, соединённых большими дверными проёмами (всего 12 залов). В центре второго этажа располагался двусветный зал с хорами для музыкантов, в нём проводили балы и приёмы. Стены были отделаны искусственным белым и палевым мрамором. Торжественность залу придавали пилястры с коринфскими капителями и потолок, украшенный лепниной и росписью. В угловом помещении размещался кабинет губернатора. Комната с противоположной стороны служила будуаром хозяйки дома ― супруги губернатора. Заканчивалась анфилада парадной спальней, использовавшейся только во время приезда в Ярославль августейших особ. Одно из предназначений дома ― служить путевым дворцом для российских императоров.

Прямо из бельэтажа по каменным полукруглым сходам (пандусам) с двумя маршами лестниц можно было спуститься в пейзажный сад, протянувшийся от дворца до Ильинской площади.

Губернаторский сад ― один из самых старых парков в Ярославле. Закладка сада произошла весной 1821 г. Из окон веранды открывается вид на партерную часть парка. Геометрически правильная планировка, прямые аллеи ― признак регулярного (французского) парка. От фонтана начинается главная аллея парка. Она служила не только для прогулок, по ней въезжали экипажи со стороны Ильинской площади. От главной аллеи расходятся извилистые дорожки: это характерно для пейзажного (английского) парка.

С 1822 г. по 1917 г. в губернаторском доме жили, правили губернией и принимали гостей 17 губернаторов, начиная с А. М. Безобразова, первого хозяина дома-дворца, и заканчивая Н. Л. Оболенским (1916–1917), последним дореволюционным губернатором.

Здесь бывали все российские императоры, от Александра I до Николая II, и члены их семей.

За время своего существования здание неоднократно реконструировалось:

1862−1864 гг. — классический портик заменён на металлический балкон на четырёх опорах, организованы входы по краям волжского фасада здания;

1866 г. — на месте северного флигеля была установлена ограда, а южный флигель позже был оформлен в стиле поздней классики;

1880−1882 гг. — проведён капитальный ремонт под руководством губернского архитектора И. Ф. Яровицкого и губернского инженера А. М. Достоевского;

1906 г. — устроена домовая церковь на 3-м этаже, перестроены пандусы.

Ландшафтно-архитектурная композиция усадьбы являлась одним из административных центров и определяла общественную и эстетическую значимость Волжской набережной, став своеобразной визитной карточкой города.

В 1917 г. губернаторский дом стал называться Домом народа. Здесь собирался городской Совет рабочих и солдатских депутатов, на заседании которого 27 октября (9 ноября н. ст.) провозглашено установление советской власти. В дальнейшем здесь находились различные государственные учреждения: Ярославский уездный исполком, Высшая партийная школа (с 1936), Технологический институт (после 1945). Сад начали возрождать в 1950-е гг., в нём разместились детские аттракционы и игровые павильоны, первоначальная пейзажная планировка была искажена.

В 1969 г. здание передано Ярославскому художественному музею (Волжская набережная, д. 23). 1994 г. ― зданию возвращён статус губернаторского дома, теперь это место проведения особо торжественных мероприятий органов государственной власти региона.

Памятник архитектуры федерального значения.

Литература

Лествицын, В. И. Генерал-губернаторский дом в Ярославле в 1777– 1829 годах. ― Ярославль : Типография Губернского правления, 1880. ― 46 с., [1] разв. л. пл.

Бурмистров, О. ...И явился аспиранту дух Безобразова // Городские новости. ― 2001. ― 14 июня. ― С. 13.

Кшукин, Д. В. Из истории губернаторского дома // Путь в науку / Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. ― Вып. 6. ― Ярославль : ЯрГУ, 2001. ― С. 69–73.

Сад скульптуры в Ярославле / автор текста И. Серова. ― Ярославль : [б. и.], 2003. ― [8 с.]

Ярославский художественный музей. ― Ярославль : Северный паломник, 2007. ― С. 18–25.

Серова, И. Народный губернаторский дом // Северный край. ― 2007. ― 7 ноября.

Драч, Л. Большой ремонт в Губернаторском доме. ― Текст : электронный // Северный край. ― 2009. ― 5 декабря.

Серова, И. А. Ярославль дворянский. Мир губернаторской усадьбы и его отражение в жизни благородного общества, 1777–1917. ― Ярославль : Академия 76, 2011. ― 442, [1] с. ― ISBN 978-5-7797-1716-8.

Маров, В. Ф. Ярославль. Архитектура и градостроительство. ― Ярославль : Академия 76, 2019. ― С. 118, 122–123, 200–201.

Губернаторский дом в Ярославле // Яркипедия.

Дата обновления: 01.07.21.

1901 год

В Ярославле состоялся первый областной съезд (Съезд исследователей истории и древностей Ростово-Суздальской области). Проходил 23-27 августа. (10-14 августа старого стиля)

В конце XIX в. в Ярославле и других губернских центрах были созданы губернские ученые архивные комиссии. С целью координации их деятельности в деле “собирания и выяснения следов развития великорусской культуры и исследования деятельных сил, служивших делу ее образования” решено было провести в 1901 г. Съезд исследователей истории и древностей Ростово-Суздальской области. Идея проведения Съезда принадлежала бывшему преподавателю Демидовского юридического лицея, профессору Петербургского университета, помощнику статс-секретаря Государственного совета Эдуарду Николаевичу Берендтсу. Её поддержал непременный попечитель ЯГУАК, ярославский губернатор Борис Владимирович Штюрмер. Были разосланы приглашения в губернские архивные комиссии Твери, Костромы, Нижнего Новгорода, Владимира, Вологды и Новгорода, а также историкам и археологам, которые пожелали бы принять участие в работе съезда. Местом проведения его был выбран Ярославль. В комиссию для организации съезда вошли почетный член ЯГУАК Иван Александрович Вахромеев, профессора Демидовского юридического лицея Илья Яковлевич Гурлянд и Мариан Александрович Липинский. Среди участников съезда были такие известные люди, как председатель Императорской археологической комиссии граф А. А. Бобринский, директор Петербургского археологического института профессор Н. В. Покровский, академик А. И. Соболевский, профессор Петербургского университета С. Ф. Платонов, профессор Казанского университета Д. А. Корсаков, известный историк Д. И. Иловайский и другие. 10 августа 1901 г. в зале Екатерининского Дома призрения ближнего состоялось открытие съезда. Почетным председателем Съезда был избран губернатор Б. В. Штюрмер, председателем - директор Демидовского лицея Сергей Михайлович Шпилевский. После торжественной части участники и гости имели возможность осмотреть выставку, подготовленную губернскими архивными комиссиями Твери, Костромы, Нижнего Новгорода и Ярославля. Экспонаты отличались большим разнообразием: иконы, деревянные резные изображения святых, железные вериги, царские врата, церковная утварь; предметы искусства и быта, рисунки и фотографии архитектурных памятников; образцы находок каменного века, модель кургана с приложением фотографий раскопок. Всего прошло шесть заседаний, причем последний день участники провели в Ростове. Один день съезда (12 августа) был посвящен археологическим раскопкам, которыми руководили граф Алексей Александрович Бобринский и ученый секретарь ЯГУАК Иларион Александрович Тихомиров. Было исследовано пять курганов Михайловского могильника. 14 августа 1901 г. съезд завершил свою работу. В 1902 г. под редакцией секретаря съезда, профессора Демидовского лицея И. Я. Гурлянда на средства И. А. Вахромеева были опубликованы “Труды Ярославского областного съезда”. Поскольку в подобных мероприятиях принимали участие не только археологи, но и архивисты, искусствоведы, этнографы, да и само понятие “археология” рассматривалось более широко, чем сейчас, тематика докладов была весьма разнообразна. Важным итогом стало решение о периодическом созыве подобных съездов. Следующий был намечен на 1903 г. и состоялся в Твери, последние два во Владимире (1906) и Костроме (1908).

Труды Ярославского областного съезда (съезда исследователей истории и древностей Ростово-Суздальской области). М., 1902. LIV, 177 с.

Козляков В. Н. Традиции краеведческих изданий в Ярославле (XVIII-XX вв.) // Ярославская старина. 1994. Вып. 1. С. 3-12.

Дата обновления: 22.05.19.

1916 год

День рождения ярославского художника и педагога Мушега Мисаковича Антоняна (1916-1989)

Родился 10 августа 1916 г. в пос. Абастумане (ныне – Абастумани, Грузия). Окончил Ереванский художественный техникум (1936), мастерскую батальной живописи Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Академии художеств СССР (1943). Учился у Сергея Васильевича Герасимова (1885-1964) и Александра Еремеевича Карёва (1879-1942), дипломная работа – картина «Кавалерийский разъезд». В 1944–1946 гг. преподавал в Ярославском художественном училище. В круг ярославских художников вошёл со своей темой – Великой Отечественной войны. Член Союза художников России (1945). Создал ряд произведений на исторические темы. Принимал участие в областных, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставках (с 1933 г.). В рецензии на художественную выставку 1946 г. отмечается: «Интересные работы представил молодой художник Антонян. Его портрет “Гитарист Исаков” говорит о том, что художнику удаётся передавать не только внешние, но и внутренние черты портретируемого, психологически раскрывать содержание образа». Известны его работы «По следам оккупантов», «Под Ленинградом», «Мужество (Посвящается подвигу генерала Д. М. Карбышева)», а также портреты и пейзажи «Старый Ярославль», «Автопортрет», «Весна», «Жигули», «Тревожно». Большое жанровое полотно «По следам оккупантов» написано в 1947 г. На картине изображён момент, когда в освобождённых районах советские войска и население находили жертвы кровавой расправы фашистов. Людскую массу художник показывает в многообразии характеров и вместе с тем сообщает ей единый психологический лейтмотив. Эта многофигурная композиция с хорошо выписанными лицами детей, женщин, бойцов, партизан выразительно передаёт их душевное состояние ― гнев, ужас, горе, решимость сражаться с врагом. Мастер верен лучшим традициям русской реалистической живописи, прежде всего В. И. Сурикова. Картина «Под Ленинградом» также отличается психологической напряжённостью. На ней изображена группа морских пехотинцев, только что отбивших атаку врага на подступах к Ленинграду. На усталых, покрытых кровью и потом лицах читается решимость сражаться с врагом до последнего. Обе картины выставлялись в Москве и обратили на себя внимание критики. Произведения художника находятся в музейных собраниях Ярославля и области, Омска, Нижнего Новгорода, в российских и зарубежных частных коллекциях. Награждён медалью «За оборону Ленинграда», юбилейными памятными медалями. Умер 26 августа 1989 г.

Елисеева В. В мастерских ярославских художников // Северный рабочий. 1946. 13 марта.

Сокольников М. Художники Российской Федерации // Искусство. 1949. № 3. С. 18-19.

Орловский К. Они работают в Ярославле // Огонек. 1950. № 12. С. 27.

Художники Ярославля. Л., 1960. С. 2, ил. на отд. л.

Художники народов СССР. М., 1970. Т. 1. С. 175.

Ярославский союз художников : [к 70-летию]. Ярославль, 2003. С. 245-246.

Дата обновления: 22.05.19.

 

 
 

© Все права на материалы, опубликованные на сайте demetra.yar.ru, принадлежат ГАУК Ярославской области «Ярославская областная универсальная научная библиотека имени Н.А. Некрасова» и охраняются в соответствии с законодательством РФ.
Использование материалов, опубликованных на сайте demetra.yar.ru допускается только с письменного разрешения правообладателя и с обязательной прямой гиперссылкой на страницу, с которой материал заимствован. Гиперссылка должна размещаться непосредственно в тексте, воспроизводящем оригинальный материал demetra.yar.ru, до или после цитируемого блока.